25 Фев 2010

Безопасность детей в Интернете глазами самих детей: по следам одного конкурса

безопасность детей в интернете«А ужасного Хакера поймали,

напоили чаем с малиной и вкусными конфетами

и предложили работу в самом большом банке Интернета – главным программистом».

1 декабря 2009 года на сайте www.interneshka.net стартовал 3−й детский онлайн-конкурс «Интернешка» по безопасному использованию Интернета при поддержке государственных органов и компаний интернет-индустрии.

В этом году «Интернешка»  проходит под эгидой Организационного комитета Года безопасного Интернета в России.

Главной целью конкурса является привлечение внимания юных интернет-пользователей к проблеме безопасности в Интернете и их безопасному использованию Интернета, а также повышение уровня  интернет-грамотности и развитие творческих способностей детей.

Конкурс, да и вообще проект показался мне интересным. К сожалению, прием работ уже закончился, и поучаствовать в нем  уже не удастся, но мне показалось любопытным посмотреть, каким образом организаторы пытаются «обучить детей безопасному использованию Интернета», ибо это та проблема, с которой постоянно сталкивается любой преподаватель, работающий с детьми с использованием современных технологий.

Итак, организатором  конкурса выступает некий Фонд «Дружественный Рунет». Признаюсь, я никогда не слышал об этом фонде, поэтому поспешил навести справки. Основной проект фонда — горячая линия по борьбе с детской порнографией. Кроме этого проекта на сайте фонда заявлено еще много вещей, связанных с безопасностью детей в Интернете, но, к сожалению, содержательная часть исчерпывается краткими рекомендациями (которые, кстати, полностью перепечатаны на сайте конкурса «Интернешка», поэтому о них поговорим обязательно, но чуть ниже).

Конкурсов в этом году было проведено три: конкурс рисунка, конкурс историй из жизни и конкурс сказочных историй об Интернете.

Все три конкурса показались мне очень любопытными. Особенно приятно, что работы  всех участников опубликованы на сайте и мы можем оценить как уровень работ, так   что сами дети и педагоги считают наиболее важным в теме « детей в Интернете». Для начала попробуем оценить критерии конкурсов по работам, завоевавшим призовые места.

Конкурс «Рисунок»

По условиям конкурса инструментарий, в котором создавался рисунок, роли не играл. Можно было как прислать отсканированный рисунок, так и созданный в любом графическом редакторе.  Кроме того, участникам предоставлялась возможность «сваять» рисунок в некоем флэш-редакторе прямо на странице сайта.

Каково же было мое удивление, когда я увидел, что все три призовые места заняли работы, нарисованные на бумаге карандашами и фломастерами.

Вот, к примеру, рисунок Анфисы Солодухиной, 8 лет, занявший первое место:

безопасность дете в интернете

Милый, замечательный рисунок восьмилетнего человека. Радует, что в качестве своих «безопасных» друзей девочка называет nigma.ru — не думаю. что многие школьники знают и умеют использовать этот ресурс. А вот два другие домика-друга  вызвали у меня мягко говоря недоумение. Сайт Vkontakte.ru входит в федеральный список сайтов, блокируемых в школах РФ и недавно был признан Прокуратурой как несовместимый с образовательными задачами. Да и сайт mail.ru еще год назад был в центре скандала с размещением материалов по детской порнографии (а сегодня многие признают, что крупнейшим хранилищем детской порнографии является именно  сайт Вконтакте). Организаторы конкурса забыли об этом? Между тем именно благодаря проекту фонда, выступающего спонсором конкурса на этих сайтах в 2009 году выявили рекордное количество запрещенных материалов.

Второе место — у Алексея Кадышева, 11 лет

Безопасность детей в Интернете

Если бы не было подписи — угадали бы вы, где тут положительный герой, а где — отрицательный? По мне, так вирус еще и симпатичнее злого антивируса. О чем вообще этот рисунок? О борьбе добра со злом? Или о войне двух уличных банд? Кстати, напомню, что по условиям конкурса рисунок должен был быть  «о том, как важно знать правила безопасного использования Интернета, какую роль Интернет играет в твоей жизни и как ты проводишь время в Сети». Очевидно, в данном случае мальчик выбрал последнее. Ничего себе безопасный Интернет для детей!  Впрочем, это выбор жюри.

Третье место мне понравилось больше всего. Его заняла Евгения Нестеренко, 14 лет

безопасность детей в интернете

Что ж — плакат, выполненный в лучших советских традициях. Девочка явно умеет рисовать и в лаконичной форме сумела выразить основную идею конкурса. Даже странно, что получила она только третье место

Итак, как я уже говорил, все три призовые по версии жюри места заняли «бумажные» рисунки (КСТАТИ, ЧЕТВЕРТОЕ И ПЯТОЕ МЕСТО ТОЖЕ). Это очень любопытный факт. Можно строить разные гипотезы, но факт остается фактом: учителя в этом конкурсе оказались не готовыми оценить работы в жанре именно компьютерной графики. Или компьютерная графика у нас в школах находится в таком загоне, что оценивать практически нечего. и в самом деле — посмотрите на рисунки, завоевавшие призы зрительских симпатий — сколько надо было потратить времени четырнадцатилетнему подростку, чтобы сваять вот такое:

безопасный интернет для детей

По моему скромному мнению — не более десяти минут. Говорить о каких-то художественных достоинствах тут, конечно же, не стоит. Идей тоже не заметно. Технологические навыки — на уровне второго класса. Тем не менее этот рисунок занял четвертое место по версии зрителей. Впрочем, о качестве голосования можно много говорить. В разделе FAQ организаторы сами признаются, что результаты голосования «накручивались», а затем  обнулялись администрацией. Так что смотреть на рейтинг «народного голосования» по большому счету бессмысленно. Но вот тот факт, что за всех троих победителей по версии жюри проголосовало только четыре участника, в то время как количество голосов в «топе» народного голосования перевалило за несколько тысяч — вызывает мягко говоря недоумение. Правила»народного голосования»  явно не были продуманы организаторами и предоставили простор для злоупотреблений.

Ну, и в заключение. Последний рисунок привлек мое внимание еще по одной причине. Он находится в «топе», и его название мелькает на сайте. А называется он «недопустить вирусов«. Именно так, слитно.

Грустно это как-то, что среди всех организаторов конкурса не нашлось ни одного педагога, да просто грамотного человека, кто исправил бы ошибку. И так и гуляет теперь это название  — «недопустить вирусов», сея сомнение в головах тинейджеров — а может, и вправду, иногда «не» с глаголами пишется слитно?

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
microsoft office word 2007 скачать бесплатно без регистрации пробную версию
как очистить почтовый ящик и сохранить письма
office 2007 скачать бесплатно
скачать офис 2007
деинстяллятор microsoft office 2007
Автоматическое Включение компьютера

Метки:, , , ,

, , ,

  • http://shperk.ru shperk

    Уважаемая Елена!
    Сам факт конкурса меня необычайно порадовал. Мы действительно сегодня
    СОВЕРШЕННО ничего не знаем о том, что происходит с нашими детьми в
    виртуальном пространстве. Я писал как-то о британском исследовании на
    эту тему — насколько кардинально расходится описание реальной «жизни»
    подростка в интернете и того, как это видится его родителям.
    Я не очень склонен драматизировать ситуацию, и считаю, что на фоне
    сетевого «беспредела» у ребенка вырабатывается некий иммунитет, весь
    вопрос в дозах и готовности получить негатив. Поэтому говорить об
    этом, понимать, что происходит, оценивать ситуацию — крайне
    необходимо.
    И Вы очень точно указали корень проблемы — даже понимая, мы, педагоги,
    совершенно не представляем КАК на эту тему работать с детьми.
    Что же до рисунков и оценивания их — то тут я с Вами не согласен.
    Рисунок, сделанный в фотошопе, гимпе или даже пэйнте — ничем не менее
    самостоятельный, чем рисунок на бумаге. Тем более, что создатели сайта
    специально разместили на его страницах флэш-редактор, при помощи
    которого дети могли рисовать прямо на сайте. Но работ этих среди
    лауреатов не видно. Как мне кажется, все дело в том, что среди
    организаторов не оказалось людей, действительно способных оценить
    уровень мастерства и самостоятельности ребенка в области компьютерной
    графики. Я вообще не очень понимаю. по каким одинаковым критериям
    можно оценивать рисунок 8-летнего ребенка и 16-летнего
    сформировавшегося художника.
    Из-за размытости критериев и результат такой.

  • ElenaY

    Конкурс организаторами объявлялся для детей разного возраста, без акцента на то, что дети будут создавать свои работы вместе с учителями. Вероятно, это объясняет факт оценивания? в том числе, и работ нарисованных детьми, а не созданных с помощью специальных компьютерных программ. Мне кажется, что конкурсом «Интернешка» положено начало привлечению внимания общественности (педагогов и родителей, бизнес-компаний — производителей контента и провайдеров) к существующей проблеме — и это замечательно! А вот с тем, что же такое «безопасность» школьников в Интернете хотелось бы, действительно, как-то почетче определиться педагогам… На мой взгляд, продолжением начатого в прошлом году Безопасного интернета как раз и должно стать понимание всеми участниками пед процесса того, что же это такое и как (в каких формах, какими методами и приемами, на каких конкретно предметах) работать со школьниками над разъяснением того, что многое в интернете — не реальность, а лишь видимость реальности, выражающей чьи-то взрослые интересы и цели