16 Янв 2010

В разделе Блоги

Сообщество и аудитория

chairsЕдинственное различие между аудиторией и сообществом заключается в том, в каком направлении должны быть расставлены стулья. Когда я готовил недавний пространный список твиттерян, позиционирующих себя как имеющих отношение к образованию, я долго недоумевал — почему эти люди в первых строках своего резюме пишут «Educator», «Teacher» или похожие вещи. Что общего может быть у актера, снимавшегося в Star Trek и школьной училкой из Бруклина? Между практикующим врачом-психотерапевтом и президентом маркетингового агентства (обо всех этих людях шла речь в первой статье цикла «Twitter и образование»)?
Я выделил в свой список именно этих десятерых, но с таким же успехом мог бы выбрать любого.

Потому что — это прежде всего аудитория.

В этой аудитории каждый — спикер. В большей или меньшей степени. Ты либо говоришь, либо слушаешь. Но Twitter — это не только аудитория. Это еще и сообщество.
Когда мы говорим о сообществе, мы говорим прежде всего о горизонтальных связях между его участниками. Когда мы говорим об образовании, мы прежде всего думаем о вертикальных связях — от преподавателя к слушателям и наоборот.
Но Web2.0 перевернул все. Современное образование — давно уже не следует парадигме телеграфа — учитель отстукивает свою телеграмму, а ученики — кто взял, кто не взял… Но сегодня — совсем не то! В эпоху интернета нет того, кто умнее всех. Сегодня работают коммуникации. Сегодня зачастую слушатели больше учатся друг у друга, нежели у гуру. И это уже не аудитория. Это — сообщество.

Гуру, учитель, лидер, назови его как угодно — сплачивает своих последователей, приковывает их внимание и организовывает их в верном направлении. Но и последователи организовывают учителя! Для многих и многих наличие аудитории слушателей — вещь абсолютно необходимая просто для того, чтобы осознать что-то, высказать четким и понятным языком то, что без аудитории осталось бы смутной тенью в голове.
«Мысль изреченная есть ложь». То, что кажется прекрасным дворцом в мыслях и мечтах, рассыпается как карточный домик, едва обретают словесную, и уж тем более письменную форму.
Для того, чтобы получить аудиторию, нужно привлечь к себе внимание. Разные люди делают это по-разному. Некоторые примитивно рассылают рекламу о себе. Характерный пример — спаммеры или те, кто занимается сетевым маркетингом. Другие — стараются освещать последние новости, рассказывают о событиях. Это — корреспонденты, хотя многие из них и не задумывались о карьере репортера. По мнению третьих, главное — это тексты, мысли и размышления. К этому типу относятся, конечно же, блогеры.
В общем, если у вас есть голова на плечах, вы найдете способ привлечь к себе аудиторию — тем или иным способом. Тот, кому есть, что сказать, всегда соберет вокруг себя аудиторию.
Но это еще не сообщество.

Главное различие между аудиторией и сообществом — это в каком направлении расставлены стулья.

Необходимой составляющей любого сообщества является потребность его участников во взаимном общении. Если слушают только Вас — это аудитория. Если слушатели общаются друг с другом — это сообщество.
В сообществе люди собираются, для того, чтобы посмотреть друг на друга, для поддержания отношений между собой, и для совершения каких-нибудь совместных действий. В сообщество люди никогда не объединяются без цели, и поэтому, если перед вами стоит задача создать сообщество, создание аудитории — неплохое начало. Но это только начало. Вовсе необязательно аудитория перерастает в сообщество.
Сообщество рождается, когда люди начинают осознавать, что они — в кругу единомышленников, когда они ощущают свой вклад в общее дело.

Помню, как почти десять лет назад мы получили грант от одного американского фонда на создание сетевого сообщества учителей. Мы потратили массу усилий на создание аудитории. Мы распространяли методические материалы, вели дистанционные , собирали учителей на семинары. Но сообщество не получалось. Спонсоры были недовольны, а мы не понимали, почему. К нам приходят сотни людей, наши рассылки идут по десяткам городов, жизнь кипит. Но спонсоры обращали внимание на одну маленькую деталь. Сейчас я бы сказал — «Посмотрите, в каком направлении расставлены стулья?». Они обращали наше внимание на тот маленький и незначительный факт, что вся информация идет исключительно от нас, от мозгового центра и генератора идей. Сотни участников «сообщества» лишь пассивно внимали, изредка присылая письма благодарности. Мы сделали огромное дело. Но это было не сообщество. Это была аудитория. Большая, активная, благодарная, но — аудитория.
Когда заканчивается спектакль и стихают овации, публика уходит из зала.
Давно уже завершились эти гранты, развалилась организация, потерялся даже домен сетевого сообщества. Но оказалось, что труды не пропали втуне. Часть материалов после того, как все проекты завершились, я перенес к себе на домен, и закинул — уж больно жалко было выбрасывать плоды многолетнего труда.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что материалы не просто лежат мертвым грузом, а работают, и работают активно. Оказывается, вокруг текстов, выложенных на сайте, стихийно собралось реально работающее сообщество преподавателей, которым эти тексты нужны, и которые продолжают над ними работать. Их немного, но это — реальное работающее сообщество.

Просто тогда, в «лучшие годы» проекта, мы все были озабочены тем, чтобы выдать «на гора» все бОльшее и бОльшее количество материалов, печатать учебники, учить педагогов использовать самые передовые методики и прочая, прочая, прочая. И не могли сообразить, что в многотысячной аудитории есть всего пара-тройка десятков человек, которым сообщество реально необходимо. Они работали друг с другом, пока мы работали вместе с ними из «центра». Но,
когда «центр» исчез, они продолжали работать одни. И теперь, спустя пять лет после окончания проекта, я могу сказать, что это был успешный проект. Сообщество родилось и живет. Оно не ждет массированных рассылок и приглашений на семинары. Оно не пишет благодарственных писем спонсорам. Оно просто работает. Тихо и незаметно.

Гора родила мышь? Может быть. Но это — живая мышь, которая будет жить, несмотря ни на что.
Мораль этой истории проста — если вы надеетесь путем создания сообщества достичь повышения продаж, то, возможно, вы выбрали не самый лучший способ для решения проблемы. Сообщества ничего не продают. Сообщество можно организовать вокруг какого-нибудь продукта, подобно тому, как мы организовали наше сообщество вокруг методических материалов. Но люди приходят в сообщество вовсе не для того, чтобы приобрести новую книгу, телефон или программу. Они приходят в сообщество, чтобы общаться с такими же, как они сами. Если вы будете им навязчиво продавать свои товары — они просто уйдут. Если вы будете делать это интересно — они будут вас с благодарностью слушать. Но, как только вы закончите — они уйдут.
Finita la comedia.
Это — не сообщество. Это — аудитория.
Недостаточно просто хорошо представить свой товар с сообществе. Нужно дать возможность участникам взаимодействовать: обсуждать, искать новые фичи, обмениваться файлами. И быть готовым, что при тысячной толпе слушателей активных участников сообщества может быть пара десятков. Уже неплохо.

Нужен ли сообществу лидер?

И да, и нет. Но первоначальный момент создания сообщества намного облегчается, если у сообщества есть харизматический лидер. Если вы обладаете даром убеждения — вперед! Аудиторию собрать не сложно. Важно только помнить, что для создания сообщества надо вовремя переставить стулья.
Есть много примеров, когда сообщества создавались и без активного харизматического лидера. Но, как в химии процесс кристаллизации намного быстрее протекает, если в насыщенный раствор бросить кристаллик соли, так и сообщество быстрее рождается вокруг лидера. Не бойтесь им стать! Не боги горшки обжигают. Иногда пересыщенный раствор может долго стоять и ждать, пока случайный кристаллик вызовет лавину. Может быть, вы и есть тот самый кристаллик?

«Хлеба и зрелищ!»

Если уж вы взялись за создание сообщества, то должны взять на себя ответственность за поддержание интереса участников. Если актеры не долго выходят на сцену — публика уходит из зала. Не томите зрителей. Они уже ждут заявленное шоу. Лучший способ здесь — анонсировать новые акции заранее. Для блога, например, хороший эффект дает список ожидаемых к публикации статей. Но только эти посты действительно должны зажигать аудиторию, а не рассказывать, что у вас было на ужин (хотя умный человек и из этого сделает шоу).
Но не забывайте, что сообщество — это все же не шоу. Или не только шоу. Люди любят слушать других. Но еще больше они любят, чтобы давали слово им. У каждого есть за душой какой-никакой жизненный опыт. Дайте им возможность рассказать об этом. Это важно. Именно это организовывает сообщество.

Единственное различие между аудиторией и сообществом — в каком направлении должны быть расставлены стулья.

Создавая сообщество, всегда помните об этом.

Постскриптум.

Фраза про стулья — не моя. Ее предложил известный блоггер Крис Броган. Именно его блог натолкнул меня на написание этого поста.

Мой блог находят по следующим фразам

Microsoft Office скачать бесплатно

microsoft office бесплатно

microsoft office outlook для смартфонов
тайм-менеджмент
excel 2007 r1c1

скачать microsoft office 2007 бесплатно

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
что можна сделать для школьной презентацыи
скачать бесплатно и без регистрации word 2007
восстановление после формата
анализ компьютерной презентации
microsoft office 2007 скачать бесплатно

Метки:
, , , , , , , , , , , ,

, , , , , , , , , , ,

  • http://shperk.ru shperk

    Создавать сообщество ради сообщества бессмысленно.
    Обязательно нужен проект. Другое дело, что проект не обязательно
    должен заканчиваться через энное время. Но цель должна быть
    обязательно. Иначе никакого сообщества не получится.
    разве что Вы столь харизматичны, что каждое слово ловится толпами поклонников…
    впрочем, мне кажется, все это все равно быстро наскучивает, если нет цели.

    25.07.10, Disqus<> написал(а):

  • Lodiv10

    С интресом прочитала Вашу статью. размышлала над тем, могу ли я создать сообщество? На время работы проекта, наверное, да. Но как создать сообщество, работающее после участия в проекте. Это сложная задача. Для этого необходимо много времени, огромное желание и талант заводить аудиторию, поддерживать интерес