06 Фев 2011

В разделе Новости

2 картографических проекта, которые грех не использовать в школе

2 картографических проекта, которые грех не использовать в школе

Сегодня только ленивый не говорит о патриотическом воспитании. Не буду спорить с теми, кто уверяет, что без специального предмета «любовь к отеческим гробам» привить невозможно.  Б-г им судья.

Я же расскажу о двух сайтах, которые показывают нам  как, немного применив фантазию,  из инструментов API вытянуть блестящий проект, в котором участники получают урок настоящего патриотизма, заряд любви к своей малой родине, и все прочее, что проистекает из знания и понимания того места, где ты родился и живешь.

Проекты эти очень простые. Они просто публикуют старые фотографии, привязывая их к картам Google и ко времени съемки. Естественно, в лучших традициях Web 2.0 каждая фотография может обсуждаться, есть форум и пр. атрибуты совместной работы.

карты со спутника старый петербург

Но самая главная «фишка» — это лента времени. Просто передвигая движок, можно сузить временной диапазон фотографий и выбрать, например, просмотр только довоенных фотографий, или фотографий, сделанных в 1960-е годы, или…

Можно посмотреть, как выглядело место в разные годы:

старый петербург фотографии

Сегодня существуют сайты, посвященные старым фотографиям Москвы и Санкт-Петербурга

 

Впрочем, идея настолько проста, что, как мне кажется, ее несложно клонировать на любой город, буде там нашлось бы достаточное количество заинтересованных участников.

Почему я считаю эти сайты примечательными именно для школьных проектов?

Тут две причины. Вспомните, сколько в наших школах пыльных «краеведческих» музеев, вся экспозиция которых заключается в нескольких старых фотографиях, машинописных воспоминаниях местного старожила и нескольких «исторических артефактов» вроде швейной машинки Зингер или старого бобинного магнитофона? Обычно они лежат на складе в библиотеке или в шкафу у педагога-организатора и лишь изредка достается из шкафа любопытными руками.  Такой вот проект «старых фотографий» может полностью изменить работу школьного музея. Поверьте, на антресолях у родителей хранится множество фотографий, сделанных ими в юности. Снятые неумелой рукой, они, казалось бы,  не представляют интереса ни для кого — разве что греют воспоминаниями того, кто их сделал.

Но, если мы «раскопаем» эти фотографии и поместим их на карту, то они смогут заиграть неожиданными смыслами. Представляете, как сможет «заиграть» знакомый скучный, застроенный типовыми пятиэтажками район, если мы сможем, просто сдвигая ползунок, видеть, как изменялся район в разные годы: вот на месте моего дома еще строительная площадка,  вот уже возле него детская площадка и молодые саженцы, а вот эти же деревья закрывают небо. Все просто. Но насколько наше дополнительное знание о «малой родине» может изменить представление о ней! А если ученики будут не просто смотреть, а принимать участие в создании этого взгляда?

Оттолкнусь от своего опыта. Я живу в «спальном районе» Петербурга, в районе, именуемом «Гражданка».

У него богатая история, но сейчас я даже не об этом. Так случилось, что я увлекаюсь краеведением и часто принимаю участие в обсуждениях на специализированных форумах. Так вот, скажу я вам — нет ничего ценнее фотографий, сделанных неумелой рукой, в поле зрения которых случайно попал объект, который впоследствии исчез или историю которого нужно прояснить. Вы думаете нет таких объектов? Да просто дата постройки дома может стать очень любопытной темой исследования. Поверьте, это не так просто. Мы точно знаем, когда был построен Зимний дворец или Дворец спорта «Юбилейный», но по поводу даты постройки соседней пятиэтажки могут вестись ожесточенные споры.  особенно, если нет доступа к документации (:-).

Кроме того, даже в самом скучном «спальном» районе могут найтись таинственные объекты, назначение которых неизвестно даже профессиональным исследователям. В моем районе, например, возле Пискаревского кладбища, есть сооружение, назначение которого местные краеведы разгадывают на моей памяти уже лет тридцать. Это дот — не дот, блиндаж — не блиндаж, погреб- не погреб. Просто земляной холм, который покрывает забетонированный бункер небольших размеров, недостаточных ни для организации долговременной огневой точки, ни для укрытия. Что это? Никто не знает. Известно лишь, что впервые мы видим его на аэрофотосъемке 1942 года, но ни в документах, ни в воспоминаниях никакой информации. Дети катаются с горки  на лыжах, не подозревая, что под их ногами прячется самая настоящая тайна.

Вторая причина заключается в том, что эти самые старые фотографии, «раскопанные» детьми на пыльных антресолях, могут быть очень важными источниками для «настоящих» исследователей.

И тут я снова о своем опыте.  Дом, в котором я живу, стоит ровно в конце взлетной полосы фронтового аэродрома «Гражданка», который просуществовал в этом месте вплоть до конца 1950-х — начала 1960-х  годов. Многие старожилы, и ныне живущие в нашем районе еще застали этот аэродром и рассказывают о нем. Но не сохранилось ни одной фотографии, на которой он запечатлен.

Это удивительно, но ни у кого не возникало желания фотографировать «военный объект». Какова сила воспитания советского человека!

И сейчас краеведы не располагают ни одним фотодокументом о том, как выглядели и где располагались сооружения аэродрома. Лишь на одной фотографии 1959 года на заднем плане едва различимы самолеты. Какую же ценность для специалистов может иметь фотографии, на заднем плане которой случайно оказались невзрачные сараи или землянки.

Это ли не благодатная нива для настоящих школьных исследователей?

Метки:,