15 Июл 2011

В разделе Новости

Будут ли наши дети учиться писать?

Будут ли наши дети учиться писать?

Это лето принесло серию сообщений из-за океана  о том, что американские школы перестают учить детей письму.  Наши «специалисты» тотчас же подняли шумиху — как это, а мелкая моторика, которую так развивает письмо, а список продуктов для магазина,  а   расписываться в ведомости как будут? Оставим мелкие придирки. Речь идет о том, полный переход на клавиатуру планируется только после 4 класса. Если ребенок за 4 года не научился расписываться, то о чем тут говорить.

А вот моторика — посерьезнее.  Уровень развития мелкой моторики у ребенка влияет на формирование головного мозга и становления речи. Это бесспорный факт. Но вот только при чем здесь письмо?

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Хорошие родители знают, что уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Целый комплекс упражнений по развитию моторики предлагают различные системы — от Никитина до Монтессори.  Так что письмо — лишь одно из проявлений мелкой моторики. Но вовсе не единственное и, смею заметить, не главное.

Тем более, что опыт последних десятилетий показывает, что писать дети научаются еще до школы, до тех самых оптимальных шести с половиной-семи лет. Лена Данилова (Центр раннего развития «Школа Лены Даниловой) пишет по этому поводу:

Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте.

Научить ребенка писать очень легко. И это очень соблазнительно — добиться еще одной легкой победы… Но стоит ли?

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

Вопрос: а для чего вообще рождается идея научить ребенка писать? Идея состоит в том, например, чтобы дать ребенку возможность выражать свои мысли письменно, фиксировать их (все дети любят придумывать какие-то истории, а родителям хочется их сохранять). Другие родители руководствуются тем, что письмо — это хорошая тренировка для мозга. Некоторые хотят как можно раньше заняться с ребенком изучением грамматики, то есть правописанием. Третьи пытаются дать ребенку как можно больше навыков, входящих в общий культурный комплекс. Еще вариант — кто-то хочет как можно лучше подготовить ребенка к школе, чтобы потом не было проблем….

А можно ли решить те же самые задачи другими способами? Конечно.

Лена ведет разговор об обучении письму дошкольников. Но в той же мере можно говорить и о школьников. Можно ли решить те же задачи другими способами? Конечно.

Просто изначально вопрос именно так никогда не ставился. Навык письма был жизненно необходим. Сегодня мы стремительно входим в другую реальность.

Да, навыки рукописного письма очень нужны.  Но не менее важны и навыки клавиатурного набора.

Потому что, увы, никто и никогда не объясняет младшим школьникам  хотя бы  самые элементарные правила, вроде того, где надо ставить пробелы, а где нет.

Неужели нам ещё лет тридцать придётся править все эти «во — первых» и «М.Иванова»?

В умелых руках скорость машинописного набора намного больше скорости рукописного написания текста. Это вам любая машинистка скажет!

Другое дело, что для того, чтобы реализовать эту самую скорость печати  (мировой рекорд скорости набора — 928 знаков в минуту) требуется слишком много условий: стул, стол, клавиатура, оператор должен удобно сидеть и ему не должны мешать вечно толкающиеся соседи.

Поэтому, как ни крути, в реальной жизни намного более выгодным с точки зрения как эргономики, так и производительности получается рукописное написание текста.  А вот так уж необходима здесь бумага  — вопрос очень спорный.

Так что совсем отказываться от обучения рукописному письму  нельзя. Потому что навык этот будет востребован еще очень долго.

Метки:,

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL2RlbGFqYmxvZy5ydS8= Sead

    Они будут также писать ручкой, как мы сейчас гусиным пером.

  • http://shperk.ru shperk

    Кстати, в комментах к Вашему посту есть ссылка на замечательное эссе Александра Гениса: «главный секрет почерка в том, что он учит невозможному: выражать внешним внутреннее». Высокопарно, но что-то в этом есть.

  • http://shperk.ru shperk

    Да, я читал.
    Как видите, я придерживаюсь более консервативного взгляда на этот навык

  • Yuri Eelmaa

    Как раз в мае об этом писал. Правда, несколько под иным углом: http://eelmaa.blogspot.com/2011/05/blog-post_25.html

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3R3aXR0ZXIuY29tL3ZvbG9raG9uc2theWE= Marina Volokhonskaya

    900 знаков в минуту, конечно, добиться весьма сложно. А вот 300 — вполне реально практически в любых условиях, и это быстрее, чем писать руками. Я освоила слепой клавиатурный набор в пятнадцать лет, уже имея устоявшуюся технику письма правой рукой, и естественные тренировки мои в ручном письме и до, и после обучения слепому набору были постоянными; однако набираю текст всё равно значительно быстрее, чем пишу ручкой по бумаге. Так что с точки зрения эргономики писать всё ещё удобнее, это правда, — а вот с точки зрения производительности — неа. :)

  • http://shperk.ru shperk

    Тема оказалась настолько актуальна, что практически параллельно с ней в Российской Газете в отчете о прошедшей в Казани Международной педагогической конференции, посвященной IT-инновациям в системе образования, был затронут вопрос создания «комбинированных технологий». Сергей Кувшинов,  ректор Института новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета, отметил, в частности:
    — Например, «диджитал каллиграфия». Этот проект разрабатывается в нескольких школах. Суть в том, что дети чернильными ручками выводят в своих тетрадях красивые буквы или иероглифы. Но при этом весь процесс снимает документ-камера, подключенная к компьютеру. Учитель у себя на интерактивной доске видит тетрадь каждого ученика и может остановить процесс в любой момент и сказать: «Давайте посмотрим, правильно ли делается этот росчерк». После чего он берет интерактивный карандаш и поправляет, не подходя к ребенку.