06 Май 2014

В разделе Новости

Легко ли хакнуть образование?

Вчера принял участие в работе жюри образовательного хакатона JetBrains EdTech Hackathon.

 

Очень жалею, что мало провел там времени. Событие очень интересное и достойное. И очень жаль, что “образовнцы” очень мало внимания уделяют подобным мероприятиям.

 

Два слова о том, что это вообще такое.

 

Хакатон – это трехдневное создание работающего прототипа приложения в режиме нон-стоп, в котором участвуют разработчики, дизайнеры и предприниматели.

 

Этот хакатон посвящен был созданию образовательного софта. Организовал его замечательный человек Николай Вяххи и компания JetBrains.

 

Вот как организаторы охарактеризовали суть этого хакатона:

 

Мы решили собрать команды разработчиков, готовые вместе создавать новые инструменты для образования. Нам предстоит за 48 часов сделать прототипы платформ, программ или плагинов, позволяющих людям дистанционно осваивать новые знания и технологии.
 

 

 

 

 

Подробнее о хакатоне и о проектах, которые приняли в нем участие см. https://www.hackerleague.org/hackathons/jetbrains-edtech-hackathon

 

 

 

Здесь же мне хотелось бы коротко и по горячим следам зафиксировать главные впечатления.

 

JBH_1_4_3

 

Первое и, пожалуй, самое главное впечатление –  удивительная молодежь. Ребята, которым на вид 18-20 лет делают потрясающие вещи, у них горящие глаза и четкое понимание того, что и для чего они делают. Это очень, очень сильное впечатление. Радостно видеть таких ребят и радостно видеть их проекты. Есть четкое ощущение, что они могут свернуть горы. Если только нащупают точку опоры.

 

10153752_696597913714770_4459824591589534260_n[2]

 

Второе ощущение – “страшно далеки они от народа”.

 

Хакатон был посвящен созданию новых инструментов для образования. И вот тут вышла самая главная засада. Эти мальчики не очень разбираются в образовании. Это не их вина. И даже не вина организаторов – Николай Вяххи провел с ребятами замечательную лекцию о трендах в современном онлайн-образовании. Очень, кстати, рекомендую его презентацию “Тренды в онлайн образовании” http://bit.ly/1fZE7qj

 

 

Впрочем, тут нужно учитывать время и место.

 

Люди, которые пришли на хакатон должны были быть заранее осведомлены о трендах. Небольшая лекция в процессе  может только расставить акценты. То есть понимание у участников должно быть до начала.

 

И вот тут – самое интересное.

 

Анализ тематики проектов говорит о том, что львиная доля тем посвящена тому, что близко  для самих ребят. Здесь и сейчас. Что естественно и понятно. Наверное, именно так и должен рождаться стартап – из решения конкретной проблемы, стоящей перед тобой и твоими близкими.

 

 

 

Из трендов в образовании ребятами, пожалуй, был ухвачен только один – MOOC. Пройти мимо него они, конечно, не могли и сразу несколько проектов были посвящены созданию различных надстроек над массовыми курсами, упрощающих и улучшающих работу с ними.

 

Это были одни из самых интересных проектов. Сразу видно, что Mooc’и оказывают на ребят очень большое влияние.

 

 

 

Другое направление,  показавшееся мне наиболее интересным, это изучение программирования. Собственно в четверке лидеров (при обсуждении жюри)  была мощнейшая конкуренция именно этих проектов. Очень радует, что ребята находят нестандартные, часто спорные, иногда очень инновационные решения для изучения именно программирования. Это круто. Правда, меня не покидало ощущение этакой внутренней тусовки. “Делаем для себя и для таких, как и мы”. Впрочем, возможно, что я, находясь вне этой “тусовки” просто не могу оценить значимость многих проектов. Но по уровню проработанности и интересным решениям это направление показалось мне наиболее интересным.

 

 

 

Третье направление – родительский контроль за образованием детей. И тут вот что интересно – авторы проектов, не очень продумывая педагогическую модель, смело решают педагогические задачи.  Опять-таки это понятно – откуда им (разработчикам) знать о педагогике?

 

Поэтому в основу достаточно интересных разработок закладываются интуитивные педагогические модели, которые вряд ли окажутся работоспособными на деле. И это очень обидно, потому что педагогика в таких вещах – все же фундамент.

 

 

 

Однако самым поразительным в этом хакатоне было то, ,чего я не увидел. Совсем.

 

Совсем не было в этих проектах формальных институтов образования – ни универститетов, ни школ, ни каких-либо иных “официальных” институций.

 

Такое ощущение, что для ребят их просто нет. Роль формального образование выполняют Mooc’и. Курсы по программированию живут отдельно от университетов. Образование берется там, где оно берется и столько, сколько его можно взять в данный конкретный момент времени.

 

Вся жизнь проходит в интернете. Все, что может родитель – это выключить компьютер после определенного времени или порекомендовать посмотреть учебное видео.

 

Нет ни малейшего интереса сотрудничать со школами, ВУЗами, государством. Образовательная программа? Нет, не слышали!

 

 

 

Методики, способные заинтересовать/вовлечь/обучить? Не надо. Те, кто захочет – научится. А не захочет – все равно ничего не получится.

 

Учить нужно тех, кто хочет учиться. По сути, ни одного проекта, способного вовлечь людей в воронку образования, я не увидел.

 

Все, что было – это инструменты для тех, кто понимает и осознает ценность образования.

 

Впрочем, может они не столь уж и не правы, эти юные максималисты?

 

Возможно, в этом обобщении я несколько сгущаю краски. Скорее всего, авторы проектов, прочитав это, со мной не согласятся.

 

Но, повторюсь, в том, что они почти совсем не уделяли внимания методике, нет их вины.

 

 

 

Боюсь, что тут вина во многом лежит и на образовательном сообществе. Этих ребят надо учить. Им нужно рассказывать о том, что на МУКах свет клином не сошелся, и что школа – это не только семь часов бесполезной тягомотины в день.

 

Мне, конечно, удивительно было не увидеть ни одной идеи, связанной с мобильным образованием. Совсем ничего не было о перевернутом классе.

 

Не было ничего об инфографике и обработке BigData.

 

По-прежнему многие молятся на видеоконтент, считая его последним писком образовательного тренда.

 

 

 

Другое дело, что эти ребята не будут слушать скучные лекции.

 

Они уже получили изрядный заряд негатива от нашей школы, универа и прочих формальных институтов.

 

Вот картинка из презентации Николая Вяххи о том, что такое хакатон:

 

EdHackathon.pdf

 

Она очень хорошо показывает суть проблемы. Это – видение нашего официального образования лучшими нашими выпускниками.

 

И вот как их учить?

Метки:

  • Pingback: Maria Smith()

  • Иван Иван

    Здравствуйте!

    Могли бы Вы ПЛАТНО разместить у себя в блоге на блогспоте статью о нашей бирже студенческих работ?

    Сайт: https://studwork.org/

    Просим в статье упомянуть адрес нашего сайта или целевой страницы нашего сайта с указанной ключевой фразой.

    Если согласны, то давайте обсудим условия. Почта gregvik2000@gmail.com или bizgvn@yandex.ru.

    Спасибо!