16 Июн 2020

В разделе Новости

Стоит ли из катапульты стрелять за горизонт?

Стоит ли из катапульты стрелять за горизонт?

Всякий раз, когда я провожу свои мастерилки или инженерные занятия, я пытаюсь проникнуть как можно глубже в суть того, что хочу рассказать.
Для меня мастерилка — это не просто способ склеить два куска картона с бумажным стаканчиком, а повод попытаться проникнуть в суть вещей.
Не беда, если из понятого тобой до ребенка дойдет лишь пара процентов.
Важно, чтобы оно было в запасе. От этого зависит очень многое.
Учитель для меня — это не агент, исправляющий ошибки. Это носитель культуры, передающий культурные паттерны. Что он передает, каждый выбирает для себя. Кто-то, мастеря с детьми, говорит о ГОСТах и производственных процессах. Кто-то — о проектной деятельности и работе в команде.
Я же пытаюсь проникнуть в суть и историю простых вещей.
Возможно, кому-то это не интересно. Это — лишнее, ненужное.
Культура — это вообще то, без чего можно обойтись.
Надо тебе сделать поделку — возьми инструкцию и сделай по ней. Просто и понятно (на самом деле нет, но сейчас не об этом) .
Для меня поделки — лишь повод поговорить.
Иногда этот разговор получается. Иногда — нет.
Иногда из разговора запоминается лишь одно слово, одна мысль, одна проблема.
И я очень надеюсь, что из одного этого запомнившегося слова когда-нибудь потом размотается ниточка в те пространства, которые я закладываю в свои занятия.


Вот, к примеру, завтра я буду вести занятие по катапультам. Казалось бы — что такого? Привычная и понятная игрушка. Но за ней — потрясающая история техники. Изобретенная греками (говорят, сам Архимед руку приложил), массового использования она удостоилась только у римлян. Почему? Потому что и баллиста, и катапульта для создания требовали серьезных инженерных знаний. А для использования — понимания физических законов. римляне успешно владели и одним, и другим. Каким знанием механики нужно обладать, какими совершенными техническими процессами владеть, чтобы создавать, к примеру, римский полибол. На картинке — конструкция подающего механизма этого многозарядного метательного орудия с автоматической подачей зарядов.
Знали ли вы, насколько совершенной была римская техника двухтысячелетней давности?


Реконструкторская работа с фото выше метала болты массой 200 грамм на дистанцию 210-220 метров! Скорострельность подобных машин (не этой) достигала 10 выстрелов за 15 секунд.
Зачем я это рассказываю? Зачем вообще я это все изучаю?
Завтра я провожу мастерилку. Полтора часа мы будем делать катапульты, стрелять и играться с ними.
Можно отнестись к этому как к развлечению.
мальчишки-войнушка-стрельба
Но мне важно дать почувствовать детям аромат изобретений.
Почему римляне могли делать катапульты, а франки к IV веку разучились полностью?
Почему вдруг метательные машины вернулись в Европу, принесенные на спинах лошадей кочевниками-аварцами в VI веке? Откуда «катапульты» взялись у аварцев и что такого они придумали, чтобы можно было перетащить эти тяжелые технически сложные и капризные машины через все степи Евразии из Китая, где они были созданы инженерами, не уступавшими в мастерстве римским?
Смешно, но из всех этих рассуждений, из всей глубокой проработки в итоговое занятие войдет, дай Бог, лишь десяток слов.
Как я уже сказал, малыши-войнушка-стрельба.
Но.
Ведя за собой детей, важно видеть не только точку, куда ты хочешь привести их через час, важно уметь заглянуть за горизонт.
И чем большим богатством ты обладаешь, чем больше твои знания вглубь — тем больше значимость учителя.
Потому что наше дело — это не формально достичь цели урока, курса, программы, а дать ему ту глубину, в которой он сможет плыть сам.
Возможно, не сегодня. И даже не завтра.
Возможно — никогда.
Но это не повод ограничивать себя работой по формальному алгоритму.
Творчески — а иначе зачем?