26 Июн 2010

В разделе педагогическое

2 слова выпускникам, не произнесенные мной на выпускном вечере

Сегодня в гимназии прошел выпускной. Из-за окна, из мглы белой петербургской ночи я и сейчас еще слышу иногда радостные крики гуляющих по ночному городу вчерашних одиннадцатиклассников — с лентами через плечо. в немыслимых платьях и элегантных костюмах. Где-то там, среди них мой старший сын — сегодня и его праздник.
Каждый год эти два праздника — Последний звонок и Выпускной — особенные дни. Они заставляют по-особому посмотреть на жизнь, на свою работу, на детей.
Пронзительно щемящая мелодия «Последнего звонка» и светлая надежда «Выпускного» — насколько бы беднее была учительская судьба, если бы не было у нас этих двух дней в году!
Когда звенит последний звонок, перед глазами встают длинной чередой, словно кадры кинопленки, косички и хитрые глазенки первоклашек, которые десять лет назад с трудом забирались на вертящийся стул возле компьютера и с благоговейным восторгом слушали новые слова: «курсор», «монитор»…
И вот они стоят сегодня — взрослые, непохожие на ту мелюзгу, что на переменке пыталась ползком пролезть в кабинет, чтобы посидеть «Вконтакте». Непохожие, незнакомые — но такие родные…
Так много хочется сказать им в этот день. Так много хочется вспомнить и пожелать. Но никогда не получается. То есть не получается сказать то, что задумал. Потому что не всегда нужно говорить домашними заготовками. Потому что, когда провожаешь любимых детей, комок в горле все равно не даст сказать длинно и умно. А, может, это и не нужно? Не всегда нужно долго рассуждать о любви. самого главного словами не расскажешь…
Но я все-таки попробую. Попробую здесь, в этом блоге произнести те слова, которые я не смог произнести ни на «Последнем звонке», ни на сегодняшнем «Выпускном».
Мне бы очень хотелось, чтобы коллеги мои подхватили эти мои слова как эстафету. Какие слова вы, коллеги и родители, хотели произнести, но не произнесли на прощании со своими учениками? Или, может быть произнесли?  Было бы здорово, если бы каждый из вас написал бы об этом в своем блоге. Попробуем?

Две вещи, которые я хотел пожелать своим выпускникам, но не решился прервать официальную церемонию.

Дорогие мои!

Сегодня я хотел бы пожелать вам две вещи, которым пытался учить вас все эти десять лет. Вы думали, что приходите ко мне учиться компьютерам, всяким там дурацким циклам с ветвлениями и выстраиванию формул в электронной таблице?

Я вас обманывал. Ничему этому я вас не учил.

Всему этому вы учились сами — я только подсказывал, где это можно найти. Вы удивлены? Это наш маленький учительский секрет. Теперь уже можно его раскрыть. Любой учитель скажет вам, что совершенно неважно, вспомнишь ли ты, разбуженный среди ночи, формулу решения треугольника по стороне и углу  между северным и южным полюсом. В конце концов для этого и существуют справочники.

Да, мы делали вид, что учим теорему Пифагора, принципы фон-Неймана, или письмо Онегина турецкому султану. На самом же  деле мы учили вас другому.

Чему? Каждый своему.

Я могу говорить только за себя. Вы всегда думали, что приходите учиться компьютерам? Нет, конечно. Думаю, что многим вещам на этой самой машине вы бы могли научить меня сами.

Но вы приходили на урок ко мне, и я старался вас научить двум вещам. Хотите знать, каким? Скажу.  Это  любовь и свобода.

Странные слова для учителя информатики, не правда ли?

А ведь ничего странного. Потому что именно этим вещам учит нас компьютер. И сейчас я вам это докажу.

Свобода

Начну со свободы. Именно компьютер учит нас быть свободными. Потому что тому, кто умеет искать информацию в Интернете, не страшно никакое «Министерство правды».  Он всегда сможет понять истинную суть событий, как бы кто-то не хотел её спрятать.

Потому что тот, кто умеет заставить этот железный ящик обсчитывать свои рутинные задачи, освободит свое время для чего-то более содержательного.

Потому что компьютер — это прекрасный инструмент для самовыражения, чем бы ты не занимался. А истинная свобода — это свобода быть самим собой. Компьютер дает человеку такое право. Надо лишь с толком его использовать.

Дает право — но и налагает ответственность. Ибо слово твое, раз написанное в каком-нибудь наспех сваянном блоге, пойдет гулять по всем интернетам — не поймаешь. А значит — думай, о чем пишешь, чтобы не испортить себе репутацию.

Налагает ответственность — потому что ты долго можешь уверять, что раз твой компьютер сосчитал, что дважды два- пять, то так оно и есть. Но каким же позорищем будет, когда тебе укажут на ошибку в программе!

Налагает ответственность — потому что новости в Интернете — то не жвачка государственного телеканала. тут нужно думать, анализировать разные версии, сопоставлять и понимать, кто говорит правду, кто ее не знает, а кто попросту врет. Интернет учит думать.

Любовь

Тут я, конечно, почти промахнулся. Ибо какой любви может научить нас этот железный ящик с проводами? Виртуальной? Ерунда какая! — скажете вы.

И все же компьютер учит нас именно любви. Потому что для того, чтобы учить чему-то не обязательно рисовать на доске схему, разъяв объект на части. Иногда полезно просто отойти в сторону, убрать объект изучения и, когда на месте привычного останется зиять дыра, ты поймешь, чего лишился. «Доказательство от противного» — говорят математики. Компьютер — это доказательство любви. Не каждому по зубам доказать теорему Ферма. Не каждый может услышать плачь любви за грохотом выстрелов очередной аркадной игры.

Но имеющий уши — услышит. И компьютер станет проводником. Проводником любви. Это ведь так естественно!

Любовь как помешательство, непреодолимое стремление к…, паническое бегство от…. Любовь как наивысшая мера чувств, момент наисильнейшего внутреннего напряжения, невозможность адекватной оценки окружающего. Любовь как неосязаемое нечто, воплощающееся и ищущее себе формы, любовь как состояние между, как плазма в сфере жизни, как инициационный переход. Любовь как отождествление себя с…, как невозможность существования без…, как необходимость думать о…, как страдание и мучение, но наслаждение и счастье.
Императивные явления сходны: любовь как одно из самых сильных чувственных, и компьютер, как сложнейшее из рациональных, созданных разумом. Компьютер как уход в иррациональное, как безумное создание иной реальности. Компьютерные игры как наркотик, как сильнейший эмоциональный допинг, как реализация невозможного и объективация желаемого. Интернет как бесплотное информационное поле, беспрестанно конкретизирующееся и вновь распадающееся, как электронный гносис. Приобщение к компьютеру как момент социализации, как необходимая составляющая принадлежности к определенной общественной страте. Помешательство виртуальностью, зависимость от нее и принадлежность ей, «синдром газонокосильщика» в психиатрии, слезящиеся глаза, боль в кистях и спине, но готовность к продолжению человекомашинного общения и радость от этого общения. Между двумя вершинами всегда зияет провал, который как эталон определяет наличие вершин. Компьютеризации любви никогда не произойдет, чувство не будет подменено разумом. Компьютер останется вспомогательным средством передачи, выражения, подтверждения, упрочения чувств, любовь окрасит строгие биты и байты, послужит движителем компьютерных творений. Компьютер возьмет (уже взял) на себя функции по облегчению знакомств, поддержания переписки, коммуникаций, «синдром попутчика» в безликом чате снимает проблему «приглядывания» и «привыкания», к моменту первого «живого» свидания определен уже круг общих тем и интересов, уже ясно, стоит ли заучивать наизусть Блока или Пригова. Знакомства по Сети расширяют, цинично замечу, выборку возможных «дам сердца» и «рыцарей прекрасного образа» практически до бесконечности, доводя до апофеоза принцип экзогамии, провозглашенный Морганом.

Так что пишите письма любимым — неважно в чем: в  гиковом TheBat!’e или новомодном Gmail’e, рисуйте им картины в классическом Photoshop’e или бесплатном Gimp’e, сочиняйте стихи в надоевшем Word’e или свободном Writer’e, посылайте открытки через Virtual Flowers, пойте песни хоть в mpeg’ах, хоть в wav’ах: все средства хороши и необходимы, когда по-настоящему любишь! Тем более, что компьютер таких средств предоставляет великое множество. Но пусть кроме праздничных букетов и салютов на скринсейверах ваших домашних компьютеров, и не только 8 марта, обязательно будут присутствовать и невиртуальные, живые цветы и подарки, которые так приятно делать!

Так что нет, не промахнулся. Пишите письма — и учитесь Любви.

Две вещи я желаю, чтобы у вас были всегда — Любовь и Свобода.

Одно без другого не бывает.

Именно этому я и учил вас все эти десять лет.

В добрый путь, друзья мои, в добрый путь!

Ну, а теперь я бы хотел передать эстафету трем учителям, за блогами которых я постоянно слежу и знаю, что они-то точно имеют что сказать выпускникам.

Это Сергей Борисович Афонин, ведущий «Блог простого учителя». В свое время Сергей просто перевернул мои представления о том, что может «простой сельский учитель». Этот «Простой учитель» дает фору сотням и сотням столичных надутых индюков.

Второй учитель — это Мария Алексеевна Смирнова. Да, я знаю, что Мария — учитель начальной школы, и ее выпускники — малы ростом, но ведь они тоже втупают в свою «взрослую» жизнь. и им тоже есть что сказать.

А почему именно Мария? Потому что именно она смогла создать потрясающее сообщество учителей начальной школы, в котором люди работают не потому что «надо», а потому что «хочется». Именно она научила, вдохновила и увлекла таких же энтузиастов в работе над своей «Началкой».

Третий Учитель — это Людмила Рождественская. Признаюсь, в прошлом году я был поражен, когда увидел что она со товарищи сумела сделать в маленькой соседней Эстонии. И еще больше поражаюсь, как этой замечательной женщине из Таллина удалось инициировать в огромной России образовательный проект, равного которому я и не припомню со времен Федерации интернет-образования. Наверное, я не ошибусь, что именно из ее мастер-класса «Я веду образовательный блог» пошла есть Русская Земля сотни (если не тысячи)  учителей  осознали, что создать и вести свой блог — это не такая уж сложная задача. И в блогосферу прорвались десятки талантливых, удивительных учителей, которые увидели друг друга, и поняли, что вместе они — сила.

Коллеги! Напишите в своих блогах хоть пару строк о том, что сказали бы вы (или действительно сказали) своим выпускникам, и передайте эту эстафету дальше.

Очень хочется, чтобы слова наши не растворялись в воздухе и не исчезали с окончанием праздничного вечера, а летели за нашими учениками долго-долго. Доброго им пути!

Я позволил себе процитировать давнюю (2002 — SIC!  —года) статью Юрия Притулы из Компьютерры — цитата выделена курсивом.


PostScriptum:

Людмила Рождественская уже откликнулась на мое предложение:  2 слова выпускникам.

Но первым откликнулся PapaSasha: Что бы вы сказали своим выпускникам.

Ольга Ситтиковна Асафьева  в своем блоге ОСА оставила свои 2 слова выпускникам.

Мария Смирнова написала свои два слова. «Хочется думать, что не слишком помешала вашему образованию …»  http://nachalka.com/2_slova… и передала эстафету дальше. Кажется, за дальнейшей судьбой эстафеты я уже не угонюсь…


Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
офис 2007 скачать
скачать бесплатно пиратскую версию майкрософт офис 2007
почта gmail
автовход windows 7
скачать МS офис бесплатно с торрента
автовключение компьютера

Метки:, ,

,

  • http://shperk.ru shperk

    Саша, помните любимую фразу Соловейчика: «…у вас прекрасные ученики».
    Мне везет в жизни на хороших людей.
    К сожалению, их не так много. Но они много значат.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3BzLmVkdS1kbWl0cm92LnJ1Lw== PapaSasha

    Анатолий, вам повезло: «Я ушёл от школы как от атмосферы, а от людей я никуда не уходил» (c) rock-pacifist

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3JvY2tfcGFjaWZpc3QubGl2ZWpvdXJuYWwuY29t pacifist1992

    В общем-то, несмотря на то, что мы выпустились, мы никуда не ушли от любимых учителей, и наша учёба продолжается!
    http://rock-pacifist.livejournal.com/10798.html

  • http://shperk.ru shperk

    Это тебе, Володя, спасибо.
    Я ведь не раскрыл главную учительскую тайну — зачем человек, который может
    заработать гораздо больше все же идет на эту треклятую учительскую работу и
    готовит уроки, и думает, как, разбудить Ивана, который слышит только музыку
    сфер, тратит кучу энергии, чтобы зарядить Сергея, который все равно ничего
    не слышит, подкалывает Илью, которому откровенно скучно на любом уроке, и
    организм его требует все большей и большей дозы раздражителя, подкалывает,
    чтобы только у него появился хоть какой-то стимул что-то сделать…
    Впрочем, тайна эта лежит на поверхности — мы приходим потому, что вы есть.
    Потому, что вы — такие. Так что выпуская вас, мы действительно выпускаем
    частицу себя. Надо надеяться, не худшую частицу.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3JvY2tfcGFjaWZpc3QubGl2ZWpvdXJuYWwuY29t pacifist1992

    Спасибо большое, Анатолий Альбертович, за эти слова.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL2Fmb25pbnNiLnJ1Lw== Афонин Сергей

    Анатолий, спасибо за доверие. Но сейчас абсолютно некогда даже над парой слов задуматься — в глубоком цейтноте — готовлюсь к Конференции http://www.polymedia.ru/news/1125/
    И на выпускном был только для галочки… к сожалению…