16 Фев 2010

В разделе Размышления

Для кого мы ищем Золотое Руно: заметки о конкурсе для школьников в эпоху Web2.0

Перед выходными дочка моя принесла из школы красивый буклетик — вопросы конкурса «Золотое Руно».

Помню, когда несколько лет назад я впервые увидел буклет этого конкурса, я очень порадовался — вопросы были сформулированы очень грамотно, охватывали самые разные сферы культуры, и ребенку, которому предстояло отвечать на них надо было иметь хороший культурный запас, чтобы ответить на них все.  Особенно порадовало меня тогда то, что организаторы не просто не запрещали, но и рекомендовали отвечать на вопросы школьнику вместе с родителями. Это было ново и интересно — не часто родителям дается возможность поучиться в школе вместе с детьми.

И вот конкурс дошел и до моей семьи.  В этом году   конкурс «Золотое руно»д ля 3-4 классов 2010 года посвящен персонажам литературных произведений.

Первое, что бросается в глаза — это сходство с ЕГЭ.

Конкурсное задание состоит из 50 вопросов, разделенных на 5 блоков по 10 вопросов. В каждом блоке даны три литературных персонажа, имена которых являются ответами на все вопросы блока.
Для  того чтобы ответить на вопрос, в колонке  с номером  вопроса  в  бланке  ответов  следует  поставить метку,  соответствующую  выбранному  литературному  герою.  Вопрос,  оставленный  без  ответа, оценивается как неправильный.

Впрочем, может быть, у кого что болит… Не будем зацикливаться на форме. Более интересно посмотреть на содержание. Оно в целом понравилось.  Герои литературных произведений подобраны хорошо, с учетом возраста и интересов ребенка.

Попробуйте, например, ответить на вопросы:

Неплохо, правда?Нормально, если второклассник (а эти вопросы адресованы именно такому возрасту) с такими вопросами придет к родителям.  А что делают в этом случае родители? Правильно — ищут в Интернете.

И тут — рулят сервисы Вопросов и ответов. как вам вот такая страница пользователя?

И это респектабельные «Вопросы и ответы» от Google! Представляете, что творится на Ответы.mail.ru?  Там все проще и брутальней:

Да и что тут скажешь: нужны ответы, и все тут. Как очень точно выразился ученик на одном из форумов:

Так кого же оцениваем мы в этом конкурсе? Детей?  Родителей? Коллективный разум вопросов и ответов? Web 2.0 довольно сильно поменял раскладку знаний. Давно уже бессмысленными стали задания на создание рефератов — они качаются пачками и преподаватель больше времени тратит на проверку антиплагиатом, чем на прочтение собственно текста. Теперь то же и с «домашними заданиями», едиными для всех.

Я вовсе не против того, что родители вместе с детьми ищут информацию в И-нете, привлекают к вопросам внимание знакомых и незнакомых.

Вопрос в том, кого мы оцениваем? Коллектив otvety.google.ru?

Любопытно, что при таком раскладе мы все же не видим 100% правильных ответов. Ниже привожу таблицу распределения ответов прошлогоднего конкурса. Не думаю, что использование Web2.0 технологий серьезно изменилось за прошедший год.

Очень любопытно, что для учеников второго класса наибольший процент получился среди учеников, заработавших больше 111 баллов, среди же их более старших товарищей пики располагаются в зоне более низких баллов.

Значит ли это, что второклассники более эрудированы? Нет,  рискну предположить, что со второклассниками родители больше занимаются и отвечают на вопросы вместе с ними.

Затем пик кривой  начинает спускаться.  У третьего класса есть два пика — 51-60 и 111-120. Второй явно соответствует тем детям, с которыми занимаются родители.  Первый — соответствует среднему значению для остальных классов. К пятому классу он уже стабилизируется на уровне 51-60 баллов.

Из красивой картины выбивается, правда, шестой класс.  Он показывает лучшие результаты (максимум на 81-90 баллах). Возможно, для него были составлены более легкие вопросы?

Если не учитывать результаты для шестого класса,  то картина перед нами встает примерно следующая:

В начальной школе ученики довольно активно взаимодействуют с родителяями, которые сами или посредством  поиска помощи у интернет-сообщества помогают им отвечать на вопросы.

Но, начиная с пятого класса помощь родителей сводится к минимуму, и никак не влияет на результаты своих детей.

Распределение участников по числу набранных баллов (от общего количества участников в классе):

Баллы 0-10 11 — 20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70
2 класс 1,45% 1,89% 5,96% 6,30% 7,95% 8,10% 6,25%
3 класс 0,55% 1,34% 4,80% 6,54% 9,18% 12,48% 7,89%
4 класс 0,21% 0,46% 3,15% 5,45% 8,52% 14,22% 9,98%
5 класс 0,11% 0,29% 2,11% 4,66% 8,90% 16,91% 13,58%
6 класс 0,06% 0,17% 1,35% 3,17% 5,97% 13,95% 12,50%
7 класс 0,09% 0,43% 4,97% 10,26% 13,94% 17,90% 10,34%
8 класс 0,06% 0,40% 3,89% 8,50% 12,23% 17,49% 10,90%
9 класс 0,05% 0,38% 4,03% 9,57% 14,16% 17,94% 9,84%
10 класс 0,04% 0,19% 2,35% 6,79% 10,81% 16,37% 10,12%
11 класс 0,04% 0,22% 2,11% 5,94% 10,29% 15,20% 9,23%
Баллы 71-80 81-90 91-100 101-110 111-120 121-130 131-135
2 класс 6,69% 9,16% 6,79% 7,22% 11,05% 10,95% 10,23%
3 класс 6,91% 9,23% 6,84% 6,50% 10,13% 9,80% 7,79%
4 класс 9,05% 10,71% 6,99% 7,05% 9,12% 8,86% 6,23%
5 класс 11,71% 11,99% 7,59% 6,01% 7,12% 5,76% 3,26%
6 класс 12,94% 15,17% 9,18% 7,58% 8,36% 6,14% 3,47%
7 класс 8,23% 8,69% 5,65% 4,96% 6,87% 5,19% 2,48%
8 класс 8,82% 9,99% 6,31% 5,64% 7,23% 5,89% 2,67%
9 класс 7,46% 7,88% 5,55% 5,61% 8,08% 6,56% 2,89%
10 класс 7,94% 9,11% 6,14% 6,38% 10,35% 9,08% 4,31%
11 класс 7,99% 9,31% 6,75% 6,99% 11,29% 9,79% 4,85%

Любопытно также, что в целом ни одна возрастная группа не смогла реализовать потенциал помощи интернет-сообщества. Иначе на кривой распределения был бы скачок в области, где эта помощь была получена и провал для той категории, которая помощью по разным причинам воспользоваться не смогла. Таких экстремумов на кривой не наблюдается.

Впрочем, не является ли откликом на это тот самый «необъяснимый» пик для шестых классов? Для проверки этой гипотезы я проанализировал на поисковой странице qwate.ru количество страниц на сервисах «Ответов», содержащих сочетания слов «Золотое руно … класс. И вот, что я увидел:

Золотое руно 2010 2-4 класс — 11 страниц

Золотое руно 2010 5-6 класс 371 страниц

Золотое руно 2010 7-8 класс 443 страниц

Золотое руно 2010 9-11 класс — 135 страниц.

Понятно, что данные дают только относительную оценку. Они учитывают только людей, искавших все ответы целым пакетом. Рискну предположить, что это делали не родители (смешно искать все ответы одним пакетом, особенно учитывая специфику сервиса «Вопросы и ответы»), а сами дети.  Пятый — восьмой класс — самый возраст для серфинга.

Итак, в «Ответах» искали информацию в основном для 5-8 классов.  Почему же пик — только для шестых? Загадка…

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
скачать microsoft office 2007 взломанный
включение компьютера по сети
блокировка интернета от детей бесплатно
sputnik karta
включение компьютера по сети
программа для отключения компьютера на заданое время

Метки: