16 Фев 2010

В разделе Размышления

Для кого мы ищем Золотое Руно: заметки о конкурсе для школьников в эпоху Web2.0

Перед выходными дочка моя принесла из школы красивый буклетик — вопросы конкурса «Золотое Руно».

Помню, когда несколько лет назад я впервые увидел буклет этого конкурса, я очень порадовался — вопросы были сформулированы очень грамотно, охватывали самые разные сферы культуры, и ребенку, которому предстояло отвечать на них надо было иметь хороший культурный запас, чтобы ответить на них все.  Особенно порадовало меня тогда то, что организаторы не просто не запрещали, но и рекомендовали отвечать на вопросы школьнику вместе с родителями. Это было ново и интересно — не часто родителям дается возможность поучиться в школе вместе с детьми.

И вот конкурс дошел и до моей семьи.  В этом году   конкурс «Золотое руно»д ля 3-4 классов 2010 года посвящен персонажам литературных произведений.

Первое, что бросается в глаза — это сходство с ЕГЭ.

Конкурсное задание состоит из 50 вопросов, разделенных на 5 блоков по 10 вопросов. В каждом блоке даны три литературных персонажа, имена которых являются ответами на все вопросы блока.
Для  того чтобы ответить на вопрос, в колонке  с номером  вопроса  в  бланке  ответов  следует  поставить метку,  соответствующую  выбранному  литературному  герою.  Вопрос,  оставленный  без  ответа, оценивается как неправильный.

Впрочем, может быть, у кого что болит… Не будем зацикливаться на форме. Более интересно посмотреть на содержание. Оно в целом понравилось.  Герои литературных произведений подобраны хорошо, с учетом возраста и интересов ребенка.

Попробуйте, например, ответить на вопросы:

Неплохо, правда?Нормально, если второклассник (а эти вопросы адресованы именно такому возрасту) с такими вопросами придет к родителям.  А что делают в этом случае родители? Правильно — ищут в Интернете.

И тут — рулят сервисы Вопросов и ответов. как вам вот такая страница пользователя?

И это респектабельные «Вопросы и ответы» от Google! Представляете, что творится на Ответы.mail.ru?  Там все проще и брутальней:

Да и что тут скажешь: нужны ответы, и все тут. Как очень точно выразился ученик на одном из форумов:

Так кого же оцениваем мы в этом конкурсе? Детей?  Родителей? Коллективный разум вопросов и ответов? Web 2.0 довольно сильно поменял раскладку знаний. Давно уже бессмысленными стали задания на создание рефератов — они качаются пачками и преподаватель больше времени тратит на проверку антиплагиатом, чем на прочтение собственно текста. Теперь то же и с «домашними заданиями», едиными для всех.

Я вовсе не против того, что родители вместе с детьми ищут информацию в И-нете, привлекают к вопросам внимание знакомых и незнакомых.

Вопрос в том, кого мы оцениваем? Коллектив otvety.google.ru?

Любопытно, что при таком раскладе мы все же не видим 100% правильных ответов. Ниже привожу таблицу распределения ответов прошлогоднего конкурса. Не думаю, что использование Web2.0 технологий серьезно изменилось за прошедший год.

Очень любопытно, что для учеников второго класса наибольший процент получился среди учеников, заработавших больше 111 баллов, среди же их более старших товарищей пики располагаются в зоне более низких баллов.

Значит ли это, что второклассники более эрудированы? Нет,  рискну предположить, что со второклассниками родители больше занимаются и отвечают на вопросы вместе с ними.

Затем пик кривой  начинает спускаться.  У третьего класса есть два пика — 51-60 и 111-120. Второй явно соответствует тем детям, с которыми занимаются родители.  Первый — соответствует среднему значению для остальных классов. К пятому классу он уже стабилизируется на уровне 51-60 баллов.

Из красивой картины выбивается, правда, шестой класс.  Он показывает лучшие результаты (максимум на 81-90 баллах). Возможно, для него были составлены более легкие вопросы?

Если не учитывать результаты для шестого класса,  то картина перед нами встает примерно следующая:

В начальной школе ученики довольно активно взаимодействуют с родителяями, которые сами или посредством  поиска помощи у интернет-сообщества помогают им отвечать на вопросы.

Но, начиная с пятого класса помощь родителей сводится к минимуму, и никак не влияет на результаты своих детей.

Распределение участников по числу набранных баллов (от общего количества участников в классе):

Баллы 0-10 11 — 20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70
2 класс 1,45% 1,89% 5,96% 6,30% 7,95% 8,10% 6,25%
3 класс 0,55% 1,34% 4,80% 6,54% 9,18% 12,48% 7,89%
4 класс 0,21% 0,46% 3,15% 5,45% 8,52% 14,22% 9,98%
5 класс 0,11% 0,29% 2,11% 4,66% 8,90% 16,91% 13,58%
6 класс 0,06% 0,17% 1,35% 3,17% 5,97% 13,95% 12,50%
7 класс 0,09% 0,43% 4,97% 10,26% 13,94% 17,90% 10,34%
8 класс 0,06% 0,40% 3,89% 8,50% 12,23% 17,49% 10,90%
9 класс 0,05% 0,38% 4,03% 9,57% 14,16% 17,94% 9,84%
10 класс 0,04% 0,19% 2,35% 6,79% 10,81% 16,37% 10,12%
11 класс 0,04% 0,22% 2,11% 5,94% 10,29% 15,20% 9,23%
Баллы 71-80 81-90 91-100 101-110 111-120 121-130 131-135
2 класс 6,69% 9,16% 6,79% 7,22% 11,05% 10,95% 10,23%
3 класс 6,91% 9,23% 6,84% 6,50% 10,13% 9,80% 7,79%
4 класс 9,05% 10,71% 6,99% 7,05% 9,12% 8,86% 6,23%
5 класс 11,71% 11,99% 7,59% 6,01% 7,12% 5,76% 3,26%
6 класс 12,94% 15,17% 9,18% 7,58% 8,36% 6,14% 3,47%
7 класс 8,23% 8,69% 5,65% 4,96% 6,87% 5,19% 2,48%
8 класс 8,82% 9,99% 6,31% 5,64% 7,23% 5,89% 2,67%
9 класс 7,46% 7,88% 5,55% 5,61% 8,08% 6,56% 2,89%
10 класс 7,94% 9,11% 6,14% 6,38% 10,35% 9,08% 4,31%
11 класс 7,99% 9,31% 6,75% 6,99% 11,29% 9,79% 4,85%

Любопытно также, что в целом ни одна возрастная группа не смогла реализовать потенциал помощи интернет-сообщества. Иначе на кривой распределения был бы скачок в области, где эта помощь была получена и провал для той категории, которая помощью по разным причинам воспользоваться не смогла. Таких экстремумов на кривой не наблюдается.

Впрочем, не является ли откликом на это тот самый «необъяснимый» пик для шестых классов? Для проверки этой гипотезы я проанализировал на поисковой странице qwate.ru количество страниц на сервисах «Ответов», содержащих сочетания слов «Золотое руно … класс. И вот, что я увидел:

Золотое руно 2010 2-4 класс — 11 страниц

Золотое руно 2010 5-6 класс 371 страниц

Золотое руно 2010 7-8 класс 443 страниц

Золотое руно 2010 9-11 класс — 135 страниц.

Понятно, что данные дают только относительную оценку. Они учитывают только людей, искавших все ответы целым пакетом. Рискну предположить, что это делали не родители (смешно искать все ответы одним пакетом, особенно учитывая специфику сервиса «Вопросы и ответы»), а сами дети.  Пятый — восьмой класс — самый возраст для серфинга.

Итак, в «Ответах» искали информацию в основном для 5-8 классов.  Почему же пик — только для шестых? Загадка…

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
скачать microsoft office 2007 взломанный
включение компьютера по сети
блокировка интернета от детей бесплатно
sputnik karta
включение компьютера по сети
программа для отключения компьютера на заданое время

Метки:

  • http://shperk.ru shperk

    7 вопросов из 50?
    14% брака?
    Потрясающее качество игры!

  • Mihin

    Еще не поздно, так как по правилам конкурса, при подведении итогов все варианты ответов на некорректный вопрос засчитываются как правильные. Если первоначально организаторы признали всего три вопроса для 5-6 классов некорректными, то после 28 марта на сайте конкурса признано уже 7 вопросов некорректными только для 5-6 классов. Соответствующее изменение внесено в таблицу ответов, опубликованную на сайте конкурса. Меньше всего некорректных вопросов у 9-11 классов, это связано, скорее всего, с тем, что старшеклассники отвечают на вопросы уже без помощи родителей. И не отстаивают правильность своих ответов. Хотя, я думаю, что в ответах у 9-11 классов не меньше, некорректных вопросов.

  • http://shperk.ru shperk

    После пожара, как известно…
    Теперь-то чего кулаками махать?

  • Mihin

    28 марта организаторы конкурса «Золотое руно» признали вопрос 32 для 5-6 классов некорректным.

  • http://shperk.ru shperk

    Увы, думаю, что Вы правы.
    Судя по тому, что в вопросах и для третьего класса, которые мы решали также
    много, мягко говоря, двойственностей, они все подбирались без должной
    проработки специалистами.

  • Mihin

    Счита, что в конкурсе «Золотое руно» очень много некорректных вопросов. Хочется услышать профессиональную точку зрения. Я участник конкурса `Золотое руно` в 2011 г. 5-6 классы. Считаю, что организаторы конкурса ошибаются давая ответ на вопрос 32 для 5-6 классов — с. До 4 века на землях Римской империи в этот день проводился фестиваль `Непобедимое солнце`, ответ с-день, следующий за днем зимнего солнцестояния, по моему, неверен.
    Вариант же ответа В — день зимнего солнцестояния, встречается в серьезных исторических источниках:
    1.Так, Свенцицкая И.С известный советский и российский антиковед, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (1993), специалист по истории раннего христианства, в `Раннем христианстве:страницы истории` с.175 пишет `…Некоторые исследователи называют митраизм соперником христианства. Главным праздником Митры (его называли также Непобедимое Солнце) был день зимнего солнцеворота — 25 декабря, который затем был преобразован христианами в праздник рождества Христова.`
    2.Рождество Непобѣдимаго Солнца авторъ Александръ Валентиновичъ Амфитеатровъ `…Около 273 года императоръ Авреланъ установилъ на 25 декабря празднество въ честь зимняго солнцестояня, подъ названемъ: Dies Natalis Solis Invicti Рождество Непобѣдимаго Солнца. Слово установилъ лучше замѣнить словомъ узаконилъ, т.-е. ввелъ въ оффицальный культъ импери народный праздникъ, давнымъ давно уже торжествуемый, по обычаямъ, признаннымъ, если не всѣмъ Римомъ, то весьма значительною его частью.`Амфитеатров А. В. Старое в новом. СПб.: Товарищество Общественная польза, 1907. С. 72
    3.Опарин А.А `Вавилонское вино` гл.12 пишет: «Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождество Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца `Dies natalis Solis Unvicti`, праздновали шумно с пиршествами, обменом подарками.`
    4.Кленшан Пюи дю, Филипп де. Рыцарство. СПб.: Евразия, 2004 г.; 2000; 192 стр. `…Лишь эта политика позволила первым епископам построить церкви там, где прежде возвышались языческие храмы. Именно благодаря ей удалось превратить день зимнего солнцестояния в Рождество Христово`. Рождество Христово празднуется 25 декабря.
    5.Глава 1 — зарегистрировано авторское право Midnight Ministries 1994г.Переиздание отдельной брошюрой — 1999 и 2001 гг.
    `..25 декабря не праздновался как день рождения Христа до пятого века. Зато КАК ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, ОН ПРАЗДНОВАЛСЯ ЯЗЫЧЕСКИМИ НАРОДАМИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН. Это был фестиваль непобедимого солнца (sol invictus).`
    6.В Юлианском календаре день 25 декабря считался днем зимнего солнцестояния (Фрейзер, там же, с. 303; ср. Плиний, Естественная История, xviii, с. 221). Этот день считался днем рождения Солнца, в то время как его дни начинали увеличиваться, а сила расти с этого поворотного момента года… `…После примирения Римской церкви, для того, чтобы облегчить обращение в веру языческих народов, она решила внедрить день 25-го декабря как праздник мирского рождения Христа, чтобы отвернуть их от языческого праздника, который отмечали в тот же день в честь Непобедимого Солнца` Митры, завоевателя темноты. (прим. 74, ii, с. 67, цит. также раб. Баккиокки От Субботы к Воскресенью, PontificalGregorianUniversityPress, Рим, 1977, с. 260).`Таким образом, Митра был Богом праздника солнцестояния 25-го декабря, которое шло сразу за Сатурналиями.
    Обратилась к организаторам конкурса через сайт, но ответа, к сожалению, они не дают. Они не признают, что не правы.

  • Pingback: Страсти по золотому руну, или учит ли игра работе с книгой? « Не волнуйтесь, я сейчас все объясню!()

  • http://shperk.ru shperk

    Ну, а смысл?

  • Nikulin Boris-95

    Это для 9-11 класса .

  • Nikulin Boris-96

    Ответы золотое руно :










    10в
    11в
    12в
    13а
    14в
    15а
    16а
    17а
    18а
    19в
    20в
    21в
    22а
    23с
    24в
    25с
    26с
    27в
    28в
    29с
    30а
    31в ( но до конца не уверен )
    32а
    33с
    34с
    35в
    36а
    37в
    38а
    39в ( не уверен до конца )
    40а ( не уверен до конца )
    41а
    42а
    43а
    44в
    45а
    46с
    47с
    48с
    49а
    50с
    51а
    52в
    53с
    54в
    55а
    56с
    57а
    58в
    59а
    60а

  • http://shperk.ru shperk

    Что же — я очень рад, что в вашем случае ошибся.
    Мне просто кажется, что организаторы подобных конкурсов не учитывают реалии.
    В современных условиях чтение стало несколько иным. И методы поиска
    информации принципиально изменились. В вашем случае — это не так. И я очень
    рад. что ваш ребенок пристрастился к чтению. Но очень бы хотелось, чтобы так
    было с большинством участников. А вот в этом я не уверен….

  • Dikovan

    здравствуйте. я — мама третьеклассника. с удовольствием участвуем в конкурсах. использую эту возможность для общения с ребёнком, самообразования. работу над «золотым руно» начинаем со штудирования домашней библиотеки, а уж затем интернет, звонки друзьям. конкурс учит работать с книгой, ресурсами инета. «Золотое руно»2009-2010 подтолкнуло моего сына к прочтению некоторых книг. заметьте не отрывочно, а именно целиком. каждый ребёнок и родитель учасвуя в подобных конкурсах ставит определённые цели. и не беда, что у разных людей они разные.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3dpdnRvci5saXZlam91cm5hbC5jb20v Victor

    Ой, как интересно! Лыжню Шестому !!!