10 Апр 2011

В разделе Размышления

Этногенез как способ привлечь детей к учебе

Этногенез как способ привлечь детей к учебе

Сегодня Живая лента принесла замечательную заметку: “Первые звоночки кибершколы”. Автор пытается нащупать вослед нашумевшему в сети выступлению   [info]fritzmorgen в Общественной палате концепцию новой школы, которая будет способна удерживать внимание учеников не хуже, чем компьютерные игры.

Кстати, советую прочитать эту заметку (как и стенограмму выступления самого Фрица Моргена) – она содержит много любопытных наблюдений за тенденциями современного развлекательного Интернета.

Меня же зацепила в первую очередь информация о существовании литературной серии Этногенез, авторы которой поставили перед собой поистине великую цель —  вернуть интерес детей к истории. Далее – цитирую [info]3al, автора упомянутой заметки:

Это обязательное к ознакомлению чтение. Отлично впишется в программу дополнительного чтения для школьников.
Действие книг происходит и в далеком прошлом и будущем, в истории исскуссно вплетаются исторические даты и события. Книги читаются на одном дыхании.
Отдельно стоит отметить приложение «Этногенез» для iPhone, которое они выпустили для каждой книги — одновременно читалка для книги и возможность скачать аудиокнигу (качество озвучки выше всяких похвал).
Единственный недостаток — бумажные книги достаточно дорогие (250-300 руб), но это компенсируется тем что можно почитать их в онлайне бесплатно. Молодцы, очень хороший и качественный литературный проект !

После такого анонса я, конечно же, полез искать информацию об этой серии.

Зашел на их сайт — выглядит немного комично, но в стиле детских игровых сайтов. Если цель — привлечь детей к чтению, то готов перешагнуть через свое неприятие. Но вот дальше — загружаю первый попавшийся аудиоролик — Миллиардер-2. Эпизод 2.
качество исполнения — выше всяких похвал. Читает актер хорошо поставленным голосом. Понемногу втягиваюсь — Арктика, испытания какой-то там штуковины, разработанной для исследования Луны, немножко эротики — все как у людей. Слушаю вполуха, занимаясь своими делами.
И вдруг ухо резануло описание устройства для выравнивания судна во время шторма (цитирую со слуха, ибо текста на сайте нет):

«Станция оснащена системой «Антироллинг-гиро».  В центре ее корпуса находится массивный гироскоп. Когда начинается шторм, электрический мотор вращается в сторону, обратную ходу яхты. Таким образом электро- и волновое движение нейтрализуют друг друга и пассажиры станции не испытывают никаких неприятных ощущений.”

И это – все. Это – приговор всей серии. Возможно, как фэнтези, эти книги чего-то и стоят. Качество литературы оценивать не берусь. Но допустить такой вот ляп в книге, которая претендует на маяк в области новых способов образования детей?

Чего же стоят все остальные разговоры об образовательной ценности подобных проектов, если познания авторов в физике ограничиваются тем, что гироскоп выравнивает судно исключительно потому, что “электрический мотор вращается в сторону, обратную ходу яхты”. Читателя, не знакомого с принципами действия гироскопа отсылаю, например, к словарю:

Первое свойство гироскопа состоит в том, что его ось стремится устойчиво сохранять в пространстве приданное ей первоначальное направление. Если, напр., эта ось вначале направлена на какую-либо звезду, то при любых перемещениях основания прибора и случайных толчках она будет продолжать указывать на эту звезду, меняя свою ориентацию относительно земных осей.

Впрочем, не физикой единой. Как заявляют сами создатели серии, “Этногенез”, “это и есть тот мир, в котором мы живем, это история, которую мы изучаем в школе”. Может быть и вправду, не физикой единой. Может быть книги этой серии – замечательное пособие по истории, дающее живую картину исторических событий в духе Степана Пачикова (я писал о его проектах начала 90-х)?

Увы, нет, нет и еще раз нет. Читаем рекламную статью серии, которая опубликована на многих ресурсах, продающих книги серии:

…с окончанием последней книги из последней серии представление читателя о мире “Этногенеза” может внезапно перевернуться: герои могут оказаться антигероями, черное – не таким уж и черным, а исторические факты приобретут совершенно непривычное значение.

Все, точка. Это – не история. Если исторические факты интерпретируются произвольно, если авторам важнее всего “мистическая подоплека известных событий, сверхъестественные способности обычных людей и безопасных с виду предметов” – это смерть всего образовательного потенциала сериала.

Максимум, на что он может рассчитывать – это привлечь детей к чтению, подобно тому. как книги о Гарри Поттере застатвили взять в руки книгу миллионы школьников пару лет назад. впрочем, и тут меня терзают смутные сомнения. Дело в том, что не увидел я заявленной возможности читать в онлайне.  То есть возможность есть, есть даже соответствующая кнопка. Но текстов – нет.

И зачем тогда подобные проекты? По крайней мере, зачем они детям?

Метки:, ,

,

  • Svettosllava

    Тексты для прочтения, добавят со временем. Не всё сразу.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3d3dy5kaW1rZWZmLmNvbS8= dimkeff

    И им тоже можно, но речь идет о детях 

  • http://shperk.ru shperk

    Им — это кому — читателям?

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3d3dy5kaW1rZWZmLmNvbS8= dimkeff

    А если им за это просто платить деньги? 

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3Jvc3RvdnJpZWx0Lm5hcm9kLnJ1 Недвижимость

    Дышло колеса истории было уже

  • Victor

    Да-а-а… Парадокс упертости Гироскопа и дышло “колеса истории”…