29 Окт 2010

В разделе Размышления

Компьютер для учителя: друг или враг?

Компьютер для учителя: друг или враг?

В школе компьютером уже никого не удивишь. Сегодня отсутствие компьютера на учительском столе в большинстве школ в крупных городах — скорее исключение, чем правило.

Вот только помогает ли компьютер учителю? Вопрос не столь прост, как кажется.

Я слышу огромное количество возмущенных реплик мне в ответ — сколько новых возможностей — как дидактических, так и методических — он дарит учителю!

И с этим я спорить не буду. Только вот дарит ли? Или дает, забирая за это что-то очень важное?

Давайте разберемся.  Большинство учителей, у которых появился на столе компьютер, начинают с PowerPoint. И начинают именно с презентаций. И вот уже потянулась череда уроков, половину времени которых (в лучшем случае) занимает фронтальная беседа в полутемном классе. Учитель радуется: как же  — новые технологии, он идет в ногу со временем! А на самом деле, вместо живого творческого общения с учениками, вместо придумывания новых форм работы — тоска бесконечных буллетов powerpoint’a. Шаблоны, шаблоны, шаблоны.  посмотрите на учительские презентации, размещенные в Сети — сколько среди них действительно ярких, запоминающихся, творческих? А с распространением Интернета скачать презентацию для урока — пара пустяков. так зачем готовить индивидуальный урок, думать и мучить себя поисками, если все, что нужно для урока, можно скачать с кляксы.нет или с «сети творческих учителей», или еще откуда….

Я могу понять учителя, замордованного бесконечными часами, проверками тетрадей и тысячей бумажек.  Рыба ищет где глубже, а человек — где легче. Но обидно, когда из урока уходит творчество. обидно, когда роль учителя сводится к нажатию кнопки F5 в PowerPoint’e

Хорошо, скажете вы — но компьютер — не только PowerPoint. Это и множество обучающих программ.  Использование таких программ на уроке реально изменяет методику? Да, конечно.  Это здорово, что закон Ома теперь можно проверить на лабораторной работе, не имея ни проволоки, ни батарейки — в виртуальной модели.  Вот только сможет ли ученик применить свои знания, полученные в виртуале, в реальности? я не прошу учить вворачивать лампочку, но сможет ли он сопоставить пробки, которые перегорают в момент включения электрической печки с той самой виртуальной лабораторной работой? Не уверен. Многие вещи надо щупать руками. Виртуальная лаборатория — некий эрзац физики.

Но самая главная неприятность, которую несет в себе компьютер — это навязывание нам определенного стереотипа поведения. Нужен доклад? набери его в ’e. Таблица?  ответ очевиден — . и дело даже не в том, что я перечисляю здесь инструменты одной уважаемой компании. замените их на опенсорсные — суть не измениться.

Компьютер научил нас шаблонному решению проблем. Все сделано за нас. нужно только выбрать нужную программу и нажать кнопку. Это хорошо в офисе. это экономит кучу времени менеджерам, секретарям  и иже с ними.

И — убивает школу.

Потому что школа — это поиск. Школа — это творчество. Компьютер — это не волшебная палочка, которая по запросу в гугл выдает текст реферата, который задан по биологии.

К сожалению, у многих учителей компьютер низведен именно до такого состояния.

Впрочем, есть и иные примеры. Мне очень нравится Scratch, вся идеология которого построена ровно на противоположном принципе. Мне очень нравится, когда дети при помощи мобильных лабораторий исследуют природную среду, как на летней школе в Нижнем.

Но даже тут компьютер выступает в виде «черного ящика», который, конечно же помогает изменить , но сам по себе остается некоей волшебной палочкой, о которой я писал вначале.

И вот тут возникают разные «штучки», которые можно изменить руками. Например, тот же scratch может через простенький интерфейс управлять внешними устройствами. И дети сами научаются писать программы, управляющие этими устройствами.

Не боги горшки обжигают! На самом деле, очень многие устройства можно сделать и самим. Нужно только перестать рассматривать компьютер как черный ящик, покупаемый в магазине, а приложить к нему свою голову и руки.

Что, их у нас меньше, чем у Джона Ли, который на конференции TED рассказывал, как, потратив всего 40 долларов  и пару часов времени собрать контроллер движений, который превращает обычную доску в интерактивную?

Или мы по-прежнему будем ждать, пока добрый дядя подкинет нам еще компьютеров и кучу методичек, как нажав одну кнопку, сделать хороший урок?

Вот запись выступления Джона Ли и русский перевод того, о чем он рассказывает:

Как исследователи, мы часто используем огромные ресурсы для достижения неких возможностей или определенных целей. И это важно для прогресса науки, или исследования возможностей. Но это создает неприятную ситуацию когда крошечная, лишь крошечная частица мира может участвовать в этом изучении или использовать эту технологию. И то, что меня вдохновило, и захватило в моем исследовании — это когда я вижу простые пути которые позволяют радикально изменить это распределение, и сделать технологии более доступными намного большему проценту населения.
И я собираюсь показать вам два видео, которые недавно получили много внимания, и как мне кажется, воплощают эту философию. В них используется беспроводной контроллер для приставки «Нинтендо Ви». Для тех, кто не знаком с этим устройством, это контроллер для видео игр ценой в 40 долларов. И разрекламированный в основном за возможности сенсора движений, так, вы можете размахивать теннисной ракеткой, или бить бейсбольной битой. Но что интересует меня в гораздо большей степени это тот факт, что у каждого контроллера есть относительно высокопроизводительная инфракрасная камера. И я собираюсь показать вам две демонстрации того, как это можно использовать.
Здесь у меня настроенный компьютер с проектором, и контроллер Ви лежащий на нем. И например, вы в школе, у которой нет много денег, а таких школ вероятно много, или вы в офисной среде, и вам хочется интерактивную белую доску, обычно она стоит от 2 до 3 тысяч долларов. И то что я собираюсь вам показать — это как создать такую при помощи контроллера Ви. Для этого потребуется еще одно устройство — инфракрасная ручка. Вы можете сделать ее сами, и это обойдется вам долларов в 5 если съездите в магазин «Радио Шак». Она состоит из батарейки, кнопки и инфракрасного светодиода, и включается она — вы, не можете видеть этого — но она включается, когда я нажимаю кнопку. А теперь, если запущу небольшую программу, камера зафиксирует инфракрасную точку. и я могу определить положение пикселей камеры для пикселей проектора. Теперь это похоже на поверхность белой доски. (Аплодисменты) Так что с помощью устройств за 50 долларов, вы можете получить свою собственную белую доску. Это «Адоб Фотошоп». (Аплодисменты) Спасибо. (Смех)
Программное обеспечение выложено на моей странице в интернете и его можно скачать . И за три месяца, с тех пор как этот проект был опубликован, его уже скачали более полумиллиона раз. Так что учителя и студенты по всему миру уже пользуются этой технологией. (Аплодисменты) Я хотел бы еще сказать, что же она еще позволяет сделать за свои 50 долларов, есть некоторые ограничения у этого подхода. Но вы получаете 80 процентов функциональности, за 1 процент от стоимости. Еще одна интересная вещь в том, что камера может видеть несколько точек, так что по сути, это интерактивная белая доска с технологией множественного касания. (Аплодисменты)
Для второй демонстрации, у меня есть этот контроллер Ви, который расположен напротив телевизора. Так что он, скорее указывает от экрана, нежели чем в него. Это интересно, потому что если вы наденете, скажем, защитные очки, в которых имеются две инфракрасные точки, то наличие этих двух точек, позволяет определить компьютеру приближенное значение того, где находится ваша голова. А это интересно, потому что у меня здесь видна запущенная программа на экране монитора, в которой находится трехмерная комната с летающими в ней целями, И вы можете видеть, что она выглядит как трехмерная комната, похожая на видео игру, она выглядит как трехмерное изображение, но в основном изображение выглядит довольно плоско, и привязано к поверхности экрана. Но если мы включим отслеживание положения головы, то компьютер может изменять изображение на экране и реагировать на движения головы. Так, давайте вернемся назад. (Смех) (Аплодисменты)
Это действительно потрясающе для сообщества разработчиков игр. (Смех) Так как это около 10 долларов на дополнительное оборудование, если у вас уже есть «Нинтендо Ви». Поэтому я надеюсь увидеть некоторые игры, и в частности «Луиз Кастел», это он, вон там внизу, на прошлой неделе объявил, что «Электроник Артс», один из самых больших игровых издателей, в мае выпускает игру в которой будет находиться Пасхальное яйцо — функция, для поддержки такого вида отслеживания головы. Так что, меньше чем через 5 месяцев от прототипа в моей лаборатории до большого коммерческого продукта. (Аплодисменты) Спасибо вам.
Но на самом деле то, что для меня даже более интересно чем оба этих продукта, так это то, как люди узнали о них. Ютуб действительно изменил способ или скорость, с которой отдельный человек может распространить идею по всему миру. Знаете, я провожу некоторые исследования в моей лаборатории с видео камерой, и в течении первой недели, миллион человек увидело эту работу, и в буквальном смысле в течении нескольких дней, инженера, учителя и студенты со всего мира, уже размещали свои собственные YouTube видео того, как они используют мою систему или производные от этой работы, Так что я надеюсь увидеть еще больше в будущем, и надеюсь, что распространение видео в онлайне будет использоваться исследовательскими сообществами. Огромное вам спасибо. (Аплодисменты)

Как исследователи, мы часто используем огромные ресурсы для достижения неких возможностей или определенных целей. И это важно для прогресса науки, или исследования возможностей. Но это создает неприятную ситуацию когда крошечная, лишь крошечная частица мира может участвовать в этом изучении или использовать эту технологию. И то, что меня вдохновило, и захватило в моем исследовании — это когда я вижу простые пути которые позволяют радикально изменить это распределение, и сделать технологии более доступными намного большему проценту населения.
И я собираюсь показать вам два видео, которые недавно получили много внимания, и как мне кажется, воплощают эту философию. В них используется беспроводной контроллер для приставки «Нинтендо Ви». Для тех, кто не знаком с этим устройством, это контроллер для видео игр ценой в 40 долларов. И разрекламированный в основном за возможности сенсора движений, так, вы можете размахивать теннисной ракеткой, или бить бейсбольной битой. Но что интересует меня в гораздо большей степени это тот факт, что у каждого контроллера есть относительно высокопроизводительная инфракрасная камера. И я собираюсь показать вам две демонстрации того, как это можно использовать.
Здесь у меня настроенный компьютер с проектором, и контроллер Ви лежащий на нем. И например, вы в школе, у которой нет много денег, а таких школ вероятно много, или вы в офисной среде, и вам хочется интерактивную белую доску, обычно она стоит от 2 до 3 тысяч долларов. И то что я собираюсь вам показать — это как создать такую при помощи контроллера Ви. Для этого потребуется еще одно устройство — инфракрасная ручка. Вы можете сделать ее сами, и это обойдется вам долларов в 5 если съездите в магазин «Радио Шак». Она состоит из батарейки, кнопки и инфракрасного светодиода, и включается она — вы, не можете видеть этого — но она включается, когда я нажимаю кнопку. А теперь, если запущу небольшую программу, камера зафиксирует инфракрасную точку. и я могу определить положение пикселей камеры для пикселей проектора. Теперь это похоже на поверхность белой доски. (Аплодисменты) Так что с помощью устройств за 50 долларов, вы можете получить свою собственную белую доску. Это «Адоб Фотошоп». (Аплодисменты) Спасибо. (Смех)
Программное обеспечение выложено на моей странице в интернете и его можно скачать бесплатно. И за три месяца, с тех пор как этот проект был опубликован, его уже скачали более полумиллиона раз. Так что учителя и студенты по всему миру уже пользуются этой технологией. (Аплодисменты) Я хотел бы еще сказать, что же она еще позволяет сделать за свои 50 долларов, есть некоторые ограничения у этого подхода. Но вы получаете 80 процентов функциональности, за 1 процент от стоимости. Еще одна интересная вещь в том, что камера может видеть несколько точек, так что по сути, это интерактивная белая доска с технологией множественного касания. (Аплодисменты)
Для второй демонстрации, у меня есть этот контроллер Ви, который расположен напротив телевизора. Так что он, скорее указывает от экрана, нежели чем в него. Это интересно, потому что если вы наденете, скажем, защитные очки, в которых имеются две инфракрасные точки, то наличие этих двух точек, позволяет определить компьютеру приближенное значение того, где находится ваша голова. А это интересно, потому что у меня здесь видна запущенная программа на экране монитора, в которой находится трехмерная комната с летающими в ней целями, И вы можете видеть, что она выглядит как трехмерная комната, похожая на видео игру, она выглядит как трехмерное изображение, но в основном изображение выглядит довольно плоско, и привязано к поверхности экрана. Но если мы включим отслеживание положения головы, то компьютер может изменять изображение на экране и реагировать на движения головы. Так, давайте вернемся назад. (Смех) (Аплодисменты)
Это действительно потрясающе для сообщества разработчиков игр. (Смех) Так как это около 10 долларов на дополнительное оборудование, если у вас уже есть «Нинтендо Ви». Поэтому я надеюсь увидеть некоторые игры, и в частности «Луиз Кастел», это он, вон там внизу, на прошлой неделе объявил, что «Электроник Артс», один из самых больших игровых издателей, в мае выпускает игру в которой будет находиться Пасхальное яйцо — функция, для поддержки такого вида отслеживания головы. Так что, меньше чем через 5 месяцев от прототипа в моей лаборатории до большого коммерческого продукта. (Аплодисменты) Спасибо вам.
Но на самом деле то, что для меня даже более интересно чем оба этих продукта, так это то, как люди узнали о них. Ютуб действительно изменил способ или скорость, с которой отдельный человек может распространить идею по всему миру. Знаете, я провожу некоторые исследования в моей лаборатории с видео камерой, и в течении первой недели, миллион человек увидело эту работу, и в буквальном смысле в течении нескольких дней, инженера, учителя и студенты со всего мира, уже размещали свои собственные YouTube видео того, как они используют мою систему или производные от этой работы, Так что я надеюсь увидеть еще больше в будущем, и надеюсь, что распространение видео в онлайне будет использоваться исследовательскими сообществами. Огромное вам спасибо. (Аплодисменты)

Метки:, , , ,

, , ,

  • http://shperk.ru shperk

    Да не за что — статья уже старая, давно висит.

  • http://shperk.ru/shperk/aHR0cDovL3d3dy5mYWNlYm9vay5jb20vcGVvcGxlL9CV0LrQsNGC0LXRgNC40L3QsC3Qn9Cw0YjQutC+0LLQsC8xMjMxNjk3ODc4 Екатерина Пашкова

    Спасибо, Анатолий, за статью. Мы как раз обсуждаем эту тему и тоже планировали писать статью :-)

  • Pingback: Elvisushastik()