23 Сен 2010

В разделе Размышления

Куда уходит детство? Судьбы образовательных проектов в мире бизнеса.

Куда уходит детство? Судьбы образовательных проектов в мире бизнеса.

Недавняя статья в Компьютерре о Степане Пачикове «Гиперболоид инженера Пачикова» вызвала к жизни сто тысяч воспоминаний о замечательных образовательных прожектах середины девяностых — времени, когда, дух свободы в российском образовании вызывал к жизни такие классные идеи, что, казалось, еще один шаг — и мы будем жить в мире, где слово»школа» будет значить что-то совсем иное.

Сегодня мне бы хотелось вспомнить о двух из них, автором которых был Степан Пачиков.

забытые образовательные проекты

Степан Пачиков с вице-президентом по развитию бизнеса Алексом Пачиковым (фото из Компьютерры)

Любопытно, что оба эти проекта не умерли, их плодами мы пользуемся если не ежечасно, то часто. Но вот только к образованию они, увы, имеют очень и очень слабое отношение.

Проект №1 Виртуальная машина времени

Вот что вспоминает о проекте сам  Степан Пачиков:

В 1993 году, 15 января, около 10:30 вечера, я решил, что моя фирма Параграф займется созданием Виртуальной Машины Времени. Я придумал проекту название «Альтер Эго». Целью проекта было создать возможность детям (в основном, детям) путешествовать в Времени (в прошлое). В качестве первого уровня упрощения задачи было решено сфокусироваться на Сиракузах, 212 года до нашей эры, и на Риме, 80-й год нашей эры. (Почему были выбраны эти даты я могу объяснить позже в отдельном письме). Мною была придумана концепция «Ангелов-хранителей», то есть родители детей, которые могли «сопровождать» своих детей во время их путешествий в прошлое в виде невидимых ангелов-хранителей. В 1995 году журнал Financial Times назвал наш проект Alter Ego лучшей идеей (то ли года, то ли десятителетия :) Работая над проектом мы создали много уникальных технологий, среди которых одно из первых мест занимали технологии трехмерного рендеринга на домашних персональных компьютерах, в том числе и VRML, соавтором которого мы являлись (одним из автором был Марк Пеше). Популярный ныне проект «Другая жизнь» является своего рода отголоском этого проекта и этого видения.

Упомянутый Пачиковым проект «Другая жизнь» — это Second Life,  трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активныхпользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab

От образовательных идей Степана Пачикова осталось весьма немного, хотя некоторые образовательные задачи в этом мире решаются. Многие университеты создают в этом мире свои виртуальные кампусы, для доступа в которые нужно получать логин и пароль в университете.

Часто можно встретить рекламу различных лекций в Second life, но все это — лишь бледные отголоски глобальной образовательной идеи, придуманной в далеком 1993 году.

В руках же самих авторов концепции идея виртуальной машины времени, в которой дети могли бы «отправиться» в любую эпоху прошлого и «жить» там, спустя пятнадцать лет превратилась в промышленный 3D-инструментарий, которым торгует ParallelGraphics.

И если в нем и присутствует, то как внутрикорпоративное обучение инженеров. А жаль…

А тогда, в середине девяностых…

Снова слово Степану Пачикову:

…тогда я и придумал такой замечательный проект, который назывался «Альтер Эго». Вся компания наша жутко загорелась, пригласили для работы лучших специалистов, в том числе по трехмерной графике. И это оказался такой проект, как «суп из топора». Все гордились и этим проектом, и фирмой. Про нас тогда газета «Файнешнл Таймс» писала статьи. В одной из них «Итоги года – лучшие идеи», мы были на первом месте, а Билл Гейтс на 22-м.
Мы сделали несколько первых трехмерных движков, сделали проект, который назывался «Virtual Home Space Builder». И здесь компания «Силикон Графикс» (Silicon Graphics), уж не знаю, на наше горе или на счастье, решила нас купить, так как они захотели стать лидерами в области «виртуальной реальности» и средств ее реализации. Это, по сути, трехмерность для домашних компьютеров. Мы вложили в фирму 150 тысяч, они предложили 80 миллионов.
Инвесторам было трудно сопротивляться такому предложению. И, вообще говоря, все хотели сотрудничать с «Силикон Графикс», эта фирма возглавляла все рейтинги в то время. Все сотрудники были за, я – единственный против. Меня долго все уговаривали, ходили за мной, что только повышало цену. В конце концов, я сдался, фирму купили. Довольно много людей, по-моему, 13 человек получили больше миллиона долларов.

Проект №2 Система обучения правописанию на основе распознавания текста

В отличие от проекта «Альтер Эго», о котором в девяностые много писали и у нас и на Западе, о проекте создания системы обучения правописанию для детского компьютерного клуба известно относительно немного. И тем не менее проект этот был во многом  замечательный и амбициозный.

Цитирую Степана Пачикова (интервью журналу «Terra Nova»)

Я был воодушевлен, потрясен, заинтересован идеей стадийного развития мозга ребенка, немного спекулируя, я стал говорить, что когда человек пишет какое-то рукописное слово, на написание одной буквы он задействует приблизительно двести мышц. Вот вы пишите букву «А», а в написание этой буквы вовлечено 200 мышц ваших пальцев и всей руки. Они контролируются одной из самых больших частей коры головного мозга. Если взять кору головного мозга, то вся верхняя часть, куда можно положить ладонь, контролирует только пальцы руки. Я объяснял, что если ребенок не пишет в раннем возрасте, то не происходит некоторой обратной связи, что тормозит развитие головного мозга. Мы сделаем такие программы, которые для детей будут как игры, всё будет выглядеть так, будто бы мы учим играть. Родителям же мы объясним, что эти программы нужны для развития детского мозга, и нам будут за это платить. Почему японцы и китайцы такие умные. Да потому что у них такая сложная письменность. Речь и письмо – две самые интеллектуально тяжелые задач, которые решает головной мозг, – распознавание речи и распознавание письма. Например, возьмем ваш журнал Terra Nova. У него белая бумага, на которой написаны черными точечками какие-то значки. Человек смотрит на них, из них складываются слова, из слов – предложения. Он начинает смеяться, радоваться. Совершенно феноменальный процесс происходит между комбинацией черных и белых точек на бумаге и вот этим смехом. Поэтому чтение, речь – вещи совершенно фантастические. И вот за что я не уважаю Энгельса, – каким нужно было быть человеком, чтобы сказать такую глупость, что труд превратил обезьяну в человека. Ну, труд же не превратил лошадь в человека! (Это я цитирую Войновича.) Все животные трудятся. Обезьяну в человека превратила речь. Только речь, а не труд.
В результате мы стали заниматься распознаванием.
Я скажу горькую правду. На самом деле нам повезло. Мы решили заняться рукописным текстом и решили проблему ровно в тот момент, когда она была нужна компании «Эппл» и кому-то еще. Если бы мы это сделали за пять лет до этого или на пять лет позже, все было бы не то. Мы просто попали в струю.

«Струей» оказался заказ на создание системы рукописного ввода от компании Apple, которая снабдила  ей свой наладонник Newton.  Сегодня система входит в состав последнего и самого известного сегодня из детищ Пачикова — системы EverNote.

Но вот только от образовательных задач опять-таки ничего не осталось…

Почему же такие замечательные проекты не реализуются в образовании, а уходят в мир бизнеса, почему лучшие идеи, которые, казалось бы созданы именно и только  для детей, уходят из этой сферы, превращаясь в нечто совсем иное. Только ли из-за денег?

И снова позволю себе процитировать Пачикова:

Вторая история в том же духе случилась с моей мамой. Я приехал домой. Сижу за компьютером, считаю зарплаты. Мама, бывший старший бухгалтер, посмотрела на Exel и осталась в полном отпаде – цифры сами меняются, считается средняя зарплата и прочее. «Сыночек, это твоя программа?», — спросила мама. «Нет, — отвечаю я. Но это ерунда, это любой может сделать!» «А что вы делаете?», — спрашивает мама. Я написал предложение, отсканировал, показал. «Ну и что?» — удивляется мама. Действительно, ну, читает компьютер, ну и что тут удивительного? Все же считают, что так и должно быть!

Мне кажется — в этой истории — весь смысл неудач пачиковских (да и не только и не столько пачиковских) проектов в области образования. Дело в том, что на самом деле УЧИТЬ детей — сложно. Намного сложнее, чем зарабатывать деньги, строить космические корабли и роботов. Речь, конечно, идет именно о настоящем понимании того, как надо «учить детей».

Хотя обывателю кажется, что это так просто и естественно — сказал ребенку, и он сделал.

И если мы хотим, чтобы компьютерный проект работал в системе образования — мы должны сделать его простым и естественным, как продолжение жизни ребенка. Продолжение его опыта другими средствами.Это действительно сложно. Но только когда мы, наконец,  сделаем это, у нас что-то получится.

UPDATE

Уже после публикации этой статьи наткнулся в сети на информацию о том, что у давнего проекта обучения правописания через распознавание текста, оказывается, есть последователи.

Речь идет о программе «Каллиграша«, поставившей своей целью обучение каллиграфии. Это своего рода «компьютерные прописи», помогающие детям научиться писать красиво. Программа распознает рукописный текст и показывает в медленном движении правильное написание букв и их соединений.

Обучение чистописанию — не просто механическое натаскивание движения руки, это прежде всего обучение искусству красивого и четкого письма. Для этих целей и был создан заинтересовавший меня компьютерный образец рукописных прописей — «Каллиграша».

Ее автор — компания «Эффект Информ» — давно занимается созданием программных приложений в различных сферах, в частности в области распознавания слитного рукописного текста. Разработчики считают, что использование ручки в качестве устройства ввода текстовой и графической информации в персональный компьютер является очень перспективным, а следовательно, будут и дальше развиваться системы распознавания написанного. Да и сегодня уже существует довольно большая категория тех, кто вынужден по многу часов в день пользоваться авторучкой: наши дети — школьники и студенты, а также все те, кто изучает иностранные языки на курсах. Программа не настраивается на специфику почерка каждого человека, а наоборот — заставляет пишущего придерживаться общепринятых прописей конкретного языка.

Метки:, , , ,

, , ,

  • Victor

    ”… дети будут помогать строить Колизей в Риме, принимать участие в стодневных играх по поводу открытия Колизея…”. Учителей — сразу на Арену! И никаких колесниц! А родители будут как бы невидимые ангелы-хранители, которые в этом реальном пространстве детям помогают строить учителям всякие… :-)

  • Pingback: Этногенез как способ привлечь детей к учебе « Не волнуйтесь, я сейчас все объясню!()

  • Pingback: повер красивое счастье « Эхо блогосферы()

  • Pingback: инженерные сети « Эхо блогосферы()

  • http://shperk.ru shperk

    Я большой противник телевизора для детей. Я считаю, что телевидение – жуткий яд. Но я также большой противник и компьютеров для детей. И тогда я вдруг решил, что если чему-то нельзя помешать, то это надо возглавить. Прежде всего нужно понять, как извлечь из этого пользу. Меня осенила идея сделать такую виртуальную машину времени, чтобы дети могли путешествовать в прошлое и там жить. Скажем, в Сиракузы, 212 год до нашей эры. Римляне осадили город, Архимед помогает защищать город, используя свои замечательные военные машины, зеркала, сжигающие римские корабли, крючки, переворачивающие корабли. Вообще, Архимед был известен своим современникам как человек, изобретавший всякие виды оружия. Тогда я придумал, что дети будут помогать строить Колизей в Риме, принимать участие в стодневных играх по поводу открытия Колизея. А родители будут как бы невидимые ангелы-хранители, которые в этом виртуальном пространстве детям либо помогают, либо строят им всякие препятствия.
    Степан Пачиков http://www.muza-usa.net/2006_14/2006-14-03.html