04 Ноя 2010

Нанопедагогика

Нанопедагогика

Предлагаю вашему вниманию статью моего друга и коллеги Михаила Эпштейна о нанопедагогике. думаю, что читателям моего блога будет любопытно обсудить основные мысли, которые высказывает автор о модных трендах современной эпохи и о том, какие шансы современной школе может предоставить внимание общества к нанотехнологиям.

Какой быть школе в эпоху нано-технологий…

 

Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано».

Но сложно отрицать следующее:

  • это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке,
  • для его осознания, понимания, исследования, реализации требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный (в смысле плотно связанных друг с другом науки и практики, инвестиций в фундаментальные разработки, выстраивания инновационных комплексов), более внимательного отношения к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них,
  • оно (это явление) ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,
  • для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,
  • с внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…

 

Каковы основные характерные отличия «нано-подхода» в науке и производстве?

  • Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.
  • Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога, многообразия.
  • Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса…

Современное образование в России не успело всерьез перестроиться с приходом к нам «компьютерной революции». Результат этого, в том числе, – расширяющаяся «пропасть» между поколениями взрослых (в первую очередь, педагогов) и детей.

Сейчас у нас есть шанс в момент еще только зарождения новой эпохи («нано-эпохи») попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом — образование учителей).

Так же как в современных науке и технологии с переходом на «нано-уровень», когда на классических основаниях и более фундаментальном углублении в науку рождаются суперпередовые технологии, тянущие за собой производство и экономику, так и в образовании — назрел момент иных технологий и подходов (при условии более внимательного отношения и изучения опыта и совершенных предыдущими поколениями исследователей открытий в педагогике).

Отчасти эта ситуация похожа на «революцию» в современном производстве, связанную с открытием возможностей нано-технологий.

Изменение образования, также как изменение современного производства, требует иных взглядов, иных процессов, иных технологий…

И, в т.ч., изменения основного (до сих пор) института реализации образования — школы. Также как воспитанники Макаренко воспитывались в т.ч. на том, что имели прямое отношение к тогда суперсовременному и «супертонкому» производству «ФЭДов», так и нынешние подростки совсем по-иному будут относиться к школе, которая позволит им приобщиться к передовому рубежу современной науки, производства, бизнеса.

Что же для педагогики означает переход на «нано-уровень», «нано-технологии», какой должна быть педагогика в «эпоху нано»?

  1. Внимательное вглядывание в социокультурную ситуацию конкретного ребенка, школы… и учет возможных микро-основ, глубинных оснований, ядер и изменений в них для макро-последствий.
  2. Использование «сильных методов», работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия (внимание к личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
  3. Точечное применение «энергоемких», дорогостоящих процедур – приносящих позже серьезные эффекты… (например, однажды заинтересовавшись чем-то – дальше ребенок во многом уже сам сможет изучить предмет. Значит, может быть, стоит потратить бОльшие ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался.. …)
  4. Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность — как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований. В т.ч. умение перестроить свой взгляд, общаться с Другим, принимать и понимать его…
  5. Признание ценности многообразия, в т.ч. влияние многообразия коллектива на развитие личности (в частности – стремление к построению «обучаюшегося сообщества»).
  6. Признание права меньшинства (в т.ч. если и использование стандартов, то с максимально «плавающими» границами).
  7. Внимание к экологическим и этическим границам технологий.
  8. Поддержка инноваций за счет выстраивания деятельности инновационных комплексов вокруг исследователей, работающих с ними педагогов, школ, современных производств…

 

Какой должна быть современная школа, желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?

Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественнонаучное образование, но с учетом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий.

Во-вторых, это школа выбора учащимися собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.

В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы, меценатства в развитии отечественной науки и производства.

В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.

В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом, предполагающего – пусть и ограниченное — но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.

В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.

В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7-10 лет, 11-13 лет, 14-15, 16-18 лет.

В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких предметов как математика, биология, физика… до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе, и участия в конкретном производственном процессе в старших классах (например, в частности, введения робототехники в учебную программу средней школы).

 

В чем состоят возможные преимущества школы, выбирающей для себя такие направления изменений?

1. Она создает конкретную модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования.

2. Такая школа создает качественный прецедент в ранней, опережающей (с учетом темпов НТР) подготовке российских специалистов в сфере современного производства и бизнеса (в частности в сфере нанотехнологий), а также рабочих и инженеров среднего звена в хай-тек.

3. Все это позволяет, не увеличивая социальные разрывы в современном российском обществе, вместе воспитывать молодых людей, склонных к научным исследованиям, и тех, кто будет готов (имея качественное базовое образование) заниматься внедрением результатов этих исследований в производство на разных его этапах, будет грамотным пользователем создаваемых продуктов.

 

Чтобы появились такие школы нужно пройти немалый путь – поисков, сомнений, открытий, разочарований – разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и пр. проблем. Многое здесь еще не понятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно точно — пройти этот путь можно лишь объединив ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и учителей школ, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов…

Многие группы (и школы) в разных краях страны уже встали на этот путь.

Надеюсь, что инициатива ГК «Роснанотех» по созданию «Лиги школ Роснано» поможет нам объединить усилия и построить сообщество, заинтересованное в общем поступательном движении к новой школе.

 

Михаил Эпштейн,

Институт альтернативного образования им. Я.Корчака,

Институт Довузовского Образования СПбГУ,

Санкт-Петербург

 

Метки:,

  • Fatma Khanim Bunyatova

    Интересный подход. В дополнение «Конструктивное обучение и перспективы нано-психопедагогики» Доклад сделанный на международной конференции 2008 в Анкаре Турция

    http://www.idrak-m.com/?p=4655

  • http://shperk.ru shperk

    Хоть горшком назови, только в печку не ставь…
    Вы статью-то читали?

  • Noname

    Ну вот, приставку «нано» уже и к педагогике приделали!

  • Pingback: “Нанопедагогика” или наноболтовня? | Дидактор()