13 Янв 2010

В разделе Размышления

О бабе ЕГЭ замолвите слово…

Несколько слов о ЕГЭ по информатике

Сегодня утром в новостях прошло сообщение  о том, что нынешние выпускники хуже всего сдали ЕГЭ по информатике.

Так как я имею некоторое отношение к этому предмету, то вставлю свои пять копеек.

Итак, вот сама новость:

Российские выпускники школ в 2009 году хуже всего сдали ЕГЭ по информатике и информационным технологиям – это следует из окончательных результатов госэкзамена, обнародованных Рособрнадзором. Минимальный порог (для информатики он составляет 36 баллов) не смогли преодолеть 11,4 процента сдававших экзамен. Этот предмет сдавали 67430 человек.

Во-первых, хочу заметить, что ЕГЭ по информатике всегда предполагалось сдавать только тем выпускникам, которые шли по профильному курсу. То есть, в отличие от большинства других экзаменов и в отличие от заверений чиновников от образования, содержание этого экзамена не соответствует базовому уровню образовательной программы по информатике.

Собственно, это были правила игры, которые всем участникам были известны изначально. Ясно, что уровень преподавания в сельской школе и спецшколе при столичном Университете разный. Более того, как в 2008 году мне рассказывал Вячеслав Лещинер, один из разработчиков ЕГЭ по информатике, в 2007 году, когда в 2007 году в эксперимент по сдаче ЕГЭ включились питерские математические школы, они сбили всю картинку — средний балл резко вырос, разработчики схватились за голову, ибо распределение оценок должно соответствовать кривой Гаусса, а тут…

В общем, теперь шкала выстраивается непосредственно в ходе экзамена, и никто заранее не знает, сколько баллов хватит на троечку, а сколько — на пятерку. Поэтому, кстати, мне непонятны все эти разговоры: «В этом году хуже сдали…» Что значит — хуже сдали? Критерии оценки вырабатываются тут же, а, значит, количество двоек и пятерок должно оставаться неизменным — прекрасная возможность красиво отрапортовать.

Несложно проверить — в процитированном сообщении двоек по информатике — 11,4%. В прошлом году было — те же 11,4%. Это, правда, явно больше 5-6%, которые полагались бы при «гауссовом» распределении. Так что есть основания считать, что информатику сдали плохо — слишком уж много было тех, кто получил очень мало баллов. Но — третий сорт — не брак….

Теперь — несколько слов о том, почему так много детей получило так мало баллов.

Не буду я здесь говорить, что многих детей просто кинули в этом году, ибо список экзаменов, которые ученик должен сдавать в форме ЕГЭ нужно было подать до 1 марта, а ВУЗы опубликовали списки ЕГЭ, которые они будут принимать, только 1 апреля. Многие поэтому записались «на всякий случай». И, кстати, попав в «машину», они не могли уже отказаться, хотя многие ВУЗы не стали в этом году принимать ЕГЭ по информатике. Эти ученики остались в списках ЕГЭ, обязаны были придти на экзамен, и получить оценку. Очень любопытно, что их двойки ( а их, по моим наблюдениям в этом году должно было быть немало) никак не повлияли на процент двоек.  «Знаменить», как говорила Эллочка-людоедка. Но я — не об этом

Я проводил в этом году тренировочный ЕГЭ в 10 классе и могу судить о процедуре и качестве заданий не понаслышке. Первое, что бросается в глаза, что вопросы частей A и В действительно несложные. То есть — вполне решаемые и проходимые даже для прошедшего курс по базовому уровню. Правда, при соблюдении двух условий.

Условие первое — практика. При одном часе в неделю (а базовый курс предполагает именно один час в неделю) учитель вполне может дать , например, системы счисления или единицы количества информации. Но натренировать ученика на перевод чисел, на вычисление количества информации — просто нереально. Ученик это должен научиться делать вне школьных стен. А вопросики, которые задаются — повторюсь — не то, чтобы сложные. Они муторные. Просто видишь, как создатели теста со злорадством закладывают в задание ответы, направленные на то, чтобы сбить ученика. Чтобы выполнить такое задание в стрессовом режиме экзамена надо очень хорошо набить руку, чтобы она сама, без участия мозга считала, не задумываясь. А этого невозможно достичь при одном часе в неделю.

Условие второе — мозги нужно выключить полностью. Большинство заданий предполагает решение простым перебором возможных вариантов. Все задания — простые, как лопата. Наш ученик привык получать интересные задания с подковырками и интересными ходами решения. Задачи, имеющие красивые решения, доставляющие удовольствие просто самим ходом мысли.

Забудьте. Все просто. Тупо читаете задание. тупо расписываете дерево возможностей. Тупо подсчитываете результат. Чем меньше мозгов, тем лучше. наоборот, наличие в вариантах ответов дистракторов («ловушек») предполагает именно наличие интеллекта в ученике и ловит именно «интеллектуальный» ответ. Тупо перебрав все варианты, ты не попадаешь в ловушку. Пойдя по интеллектуальному варианту, в ловушку попадаешь всегда, если не доводишь решение до конца, что в условиях ограниченного времени вполне вероятно.

Ну, и, конечно же последний маразм — написание программы на листочке бумаги.

Что тут скажешь… спасибо товарищу Сталину разработчикам, что они милостиво разрешили «в разумных пределах» не снижать оценку за пропущенную в Паскале точку с запятой. Хотел бы я посмотреть на программиста, который напишет программу на страницу A4, не сделав ни одной синтаксической описки. Но и это полбеды. Кошмар программиста станет кошмаром и для проверяющих, которым все это проверять пидется также без компьютера!

Характерный пример. Моя ученица (ровно на этом самом экзамене)  должна была написать программу, сортирующую элементы массива в порядке возрастания последних цифр. Читаю ее программу. Сначала она разбивает числа на десятки и единицы, что логично. Я жду, что она теперь будет сортировать по единицам. Не тут-то было! Девушка склеивает числа обратно, сортирует массив, затем зачем-то снова разбивает числа, и снова склеивает.  Налицо явная шизоидность — зачем проводить операцию разбивания-склеивания два раза, причем подряд без всякого видимого смысла? В общем, это без сомнения «ноль». Потому что даже логики программы я не вижу.

Но это — моя девочка. Я — ее учитель, и у меня есть время посмотреть повнимательней. Что-то не так, думаю — если девочка упорно разрезает-склеивает, значит она что-то замыслила…

И что вы думаете? наверняка я вызову сейчас шквал гневных реплик — и поделом. Но «раскрываюсь» я только потому, что можно представить себе состояние учителя, который должен проверить сотни решений задач олимпиадного уровня, написанных на листе бумаги.

Так вот, что вы думаете — я замечаю, что, разбив числа на деятки и единицы ученица склеивает их… в обратном порядке! В нервотрепке экзамена я просто не обратил внимание на это. И все встает на свои места! Она превращает числа вида 31, 52, 95 в 13,25,59 и по простому сортирует их, после чено переворачивает обратно!

Блестящее решение задачи! А ведь чуть не получилось «ноль»….

Мой блог находят по следующим фразам
утилита восстановить после формата
личный почтовый ящик на WordPress.com. WordPress.org
офис 2007 скачать пиратку
ответы к экзамену по животноводству
ознакомительная версия ms office
где на компе хранится почта Outlook

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
microsoft office 2007 скачать бесплатно
торрент клиент для windows 7 описание
в excel в цикле ввести текст
excel не двигается
программа для постинга в wordpress
r1c1

, , , , , , , , ,