23 Ноя 2009

Шугата Митра и его «Дыра в стене»

В 1999 году Шугата Митра и его коллеги в буквальном смысле пробили дыру в стене, ограждающей городские трущобы Нью-Дели, установили компьютеры, подключенные к интернету, и оставили их там, не забыв поставить рядом скрытую камеру, снимающую происходящее. То, что они увидели, было удивительно и невероятно. Дети из трущоб, не имевщие ранее никакого опыта общения с компьютером, пытались самостоятельно, без всякой посторонней помощи научиться играть и бродить по Интернету. Меня лично поразило, что детям потребовалось всего восемь минут, чтобы освоить азы общения в он-лайн! Но самое интересное, что ребята смогли очень быстро и эффективно выстроить систему , которая помогала им учить друг друга.
Этот эксперимент, который был в последующие годы повторен в других районах Индии, как городских, так и сельских, ставит под сомнение некоторые из ключевых моментов формального образования. Проект «Дыра в стене» продемонстрировал, что даже в отсутствие какого-либо прямого контакта с учителем, наличие всего навсего атмосферы, стимулирующей любознательность, может запустить образовательный процесс путем самообучения и коллегиального обмена знаниями. Митра, который сейчас является профессором образовательных технологий Университета Ньюкасла (Великобритания), называет это «минимально-инвазивное образование».

В традиционной схеме образования предполагается, что дети подобны пустым сосудам, которые нужно поместить в учебный класс и наполнить фактами, содержащимися в учебной программе. Доктор Митра доказал, что это совсем не так.

Метки:, , ,

,