10 Янв 2010

В разделе Размышления

Хватит ли школьных знаний на всю жизнь?

presentation_roomЭта статья была написана Якобом Нильсеном еще в 2007 году, но по прежнему актуальна. Мы все так же топчемся на месте, обучая детей куче ненужных вещей, забывая передать самое главное…

Недавно я заглянул в учебник по компьютерной грамотности для третьего класса. В одной из глав (с заголовком «Большой Калькулятор») приводится подробный список команд, с помощью которых можно отформатировать таблицы с числами в . Все бы хорошо, да вот только новая версия оснащена полностью переделанным пользовательским интерфейсом, в котором все традиционные команды и меню заменены на полосу кнопок с моментальным выводом результатов.

С сожалением мне пришлось сказать родителям, гордым за своего ребёнка, что знания, полученные их дочерью станут бесполезными еще до того, как она закончит третий класс.

Проблема, естественно, состоит в том, что образование слишком тесно привязано к специфическим программным продуктам. Даже если Microsoft и не переделывал бы Excel в этом году, он бы сделали бы это рано или поздно. И выход вовсе не в том, что все учебники надо обновить новой информацией о Microsoft . В пользовательских интерфейс этих программ непременно будут внесены новые изменения еще до того, как нынешние третьеклассники станут искать работу через 10-15 лет – и даже до того, как они уйдут на пенсию в 2065 году.

Да, разумеется, нужно обучать детей навыкам, которые они уже сейчас могут применить, еще учась в школе, но гораздо важнее и ценнее обучить их более глубоким понятиям, которые будут помогать им всегда вне зависимости от изменений сделанных в том или ином ПО.

Обучение пожизненным компьютерным навыкам в школе важно еще и потому, что им даются знания, которые они не смогут приобрести самостоятельно. По мере того, как программы становятся все проще и проще, всякий через несколько лет разберется, как нарисовать график. Как пользоваться новыми функциями программ, люди сами разберутся, когда им они понадобится – при этом и мотивация будет выше. А вот в концептуальных вещах они сами не смогут разобраться, без формального образования.

Ниже я перечислю некоторые навыки, которым, по моему скромному мнению, следует обучать в начальной школе.

Поисковые стратегии

Нынешний рынок поисковых серверов через 20 лет возможно исчезнет, и уж точно изменятся за это время дизайны страниц поисковых серерверов, доминирующих сейчас на рынке. Так что незачем учить детей, как выжать из максимум.

При всем вышесказанном, еще большую важность в будущем приобретает общее понятие поиска, так как в будущем информации будет еще больше. В будущем по-прежнему будут оставаться важными знания о том, как формулировать хорошие поисковые запросы, как и когда реформулировать их, как можно сузить запрос, как задавать пределы запроса, как оценивать результаты выдачи, как сочетать несколько поисковых серверов различного типа. Даже несмотря на то, что специфика использования этих стратегий изменится.

Оценка информации

При исследовании веб-сайтов с помощью детей мы обнаружили, что дети чаще щелкают по рекламе, чем взрослые. Очень важно научить детей распознавать различные типы рекламы, например, различать спонсорские ссылки и реальные результаты выдачи в поиске. Но надо идти и дальше. Надо обучать детей оценивать достоверность информации, найденной в Интернете. Тинейджеры особенно нетерпеливы при работе в Интернете, и потому чаще попадаются на обман и уловки.

Лавина информации

В будущем мы будем получать еще больше электронных писем, еще больше сообщений SMS и голосовой почты по телефону, еще больше видео-звонков и сообщений, слушать еще больше подкастов, а веб-сайты станут еще более информационно насыщенными. Все это будет крутиться и вертеться в вашем офисе, дома, в дороге, в любом помещении, где вы будете находиться и на различных приборах, которыми вы будете пользоваться.

Для борьбы с этой лавиной информации люди пока используют простые приемы, но в будущем нам понадобятся еще более изощренные трюки.

Как писать для тех, кто читает с экрана компьютера

Все более важным становится умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения. Глубокое исследование показало, что пользователи читают с экрана совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составлять документы.

Навыки компьютерной презентации

Хорошие ораторы знают, как использовать PowerPoint, чтобы произвести впечатление на слушателей, а не вогнать их в спячку сухими столбцами цифр. Большинство деловых людей согласны с тем, что навыки составления хороших презентаций очень способствуют карьерному росту. Лишь немногие из них понимают, что нынешние презентации все больше становятся компьютерными презентациями, а следовательно одних только блестящих ораторских навыков уже не достаточно.

Многие ученики уже сейчас используют PowerPoint для представления своих учебных проектов. Надо пойти дальше простого обучения тому, как показывать слайды через проектор. Детей следует обучать тому, как сделать с помощью компьютера презентацию наиболее эффективной.

Эргономика рабочего места

Наша жизнь становится все более компьютеризированной. Туннельный синдром и «травма большого пальца» испортила жизнь немалому количеству людей. Детей следует учить тому, как следить за своим здоровьем, как организовывать рабочее место в соответствии с правилами эргономики. Все знают Правило №1: делать частые перерывы. Но этого мало. Как правильно разместить монитор на столе, какой выбрать стул, какова должна быть высота рабочего стола, где и какое разместить освещение. Многие рабочие места, которые мы наблюдали, вредны для здоровья, из-за этого у людей возникают головные боли, боли в спине и травмы суставов.

Отладка

Разумеется мы не требуем превращать учеников в программистов, но основные навыки отладки просто необходимы для выживания в нынешнем веке компьютеров. В таблице Excel в формулу может случайно вкрасться ошибка, и если человек не знает, как отыскать эту ошибку, он будет принимать решения, основываясь на неверных данных.
Тесты с пользователями и прочие основные навыки юзабилити

Точно также, как я не ожидаю, что каждый ученик должен стать программистом, я не требую, чтобы каждый из них стал специалистом по юзабилити или дизайнером интерфейсов. Но, чем больше мы работаем в интерактивной среде, тем важнее для всех нас станет понимание фундаментальных принципов юзабилити. Для образованного человека понимание таких основных понятий юзабилити как «единообразие» и «узнавание против вспоминания», станет таким же обязательным, как умение разрезать лягушку на уроке биологии.

По мере того, как все большее количество товаров становится компьютеризированным и все более сложным в управлении, людям нужно умение оценивать легкость-сложность работы с тем или иным товаром. Так они станут более подготовленными потребителями, покупающими товары, которые будут делать то, что нужно их хозяевам.

И даже если ученики никогда в своей взрослой жизни не проведут ни одного теста с участием пользователей, я считаю, что в школе они должны это сделать хотя бы раз. Проведение такого теста поможет детям оценить важность многих понятий юзабилити. Например, учитель может попросить учеников создать простой веб-сайт на какую-либо тему, а потом протестировать его на своем соседе по парте. Когда вы видите своими глазами, что ваш сосед по парте не может понять, как работать с вашим веб-сайтом, вы понимаете гораздо больше, чем при виде жирной двойки под вашим сочинением.

В книге The New Division of Labor: How Computers Are Creating the Next Job Market Фрэнк Левай и Ричард Мюрнейн (Frank Levy и Richard J. Murnane) приводят три навыка, которые, по их мнению, в будущем будут важны и которые никогда нельзя будет автоматизировать или перевести в оффшор в Индию или Китай. Это умение решать задачи, понимание связей между разрозненными понятиями, умение общаться.

Те компьютерные навыки, что я привел выше, также подготовят учеников к той работе, которая ждет их в их будущем с глобальной экономикой.

Якоб Нильсен

Мой блог находят по следующим фразам
майкрософт офис 2007 скачать бесплатно
microsoft office 2007 скачать бесплатно без регистрации
в какой папке хранятся пароли к почте?
ключ для ворда 2007
восстановление диска после форматирования
Скачать бесплатно Microsoft Office 2007

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
microsoft office 2007 скачать бесплатно
microsoft office 2007 скачать бесплатно
office 2007 скачать с ключом
ms office 2007 скачать бесплатно
ключ офис скачать microsoft office 2009 бесплатно
вирусы на торрентах

Метки:, , , , , , , , , ,

, , , , , , , , ,

  • http://shperk.ru shperk

    Ну, я по мере своих сил именно об этом и пишу в своем блоге.
    По поводу презентаций смотри, например, мою последнюю статью на эту
    тему 10 секретов PowerPoint, без которых у вас ничего не получится на
    презентации http://shperk.ru/uroki/powerpoint/10-sekretov-p
    Это именно из опыт моей работы. Или — перевод статьи Сета Година
    «Почему почти все презентации PowerPoint ужасны и как этого избежать»
    http://shperk.ru/uroki/powerpoint/pochemu-power
    А насчет «юзабилити» — ну, нет в самом деле русского аналога этого слова.
    Википедия так определяет его:
    Юзаби́лити (англ. usability — дословно «возможность использования»,
    «способность быть использованным», «полезность» ) — понятие в
    микроэргономике, обозначающее итоговый уровень удобности предмета для
    использования в заявленных целях. Термин имеет связь с понятием
    «эргономи́чность», но в отличие от последнего меньше ассоциируется с
    технической эстетикой, с внешним видом и более привязан к
    утилитарности «юзабельного» объекта.

    16.06.10, Disqus<> написал(а):

  • Belonogina

    Большое спасибо за актуальную до сих пор проблему.
    Согласна с Дмитрием в том, что заимствованные слова хороши не всегда (что такое ЮЗАБИЛИТИ?)
    по поводу навыков создания презентаций — да, навыки нужны, каждому школьнику, да…
    но «Надо пойти дальше простого обучения тому, как показывать слайды через проектор. Детей следует обучать тому, как сделать с помощью компьютера презентацию наиболее эффективной» — предлагаю автору ПОЙТИ ДАЛЬШЕ и написать, как, по его мнению, «сделать с помощью компьютера презентацию наиболее эффективной» — для меня как учителя-неинформатика это важно.о других частях текста — та же просьба!!!
    буду рада прочитать ответ автора блога и его мнения :)

  • http://shperk.ru shperk

    Увы нам, не всем быть Львами Толстыми.
    Каждый пишет, как он слышит. В крайнем случае у вас есть шанс прочитать оригинальный текст Якоба Нильсена.
    А что до славянофильства, но «панталоны, фрак, жилет — всех этих слов на русском нет»…
    И что поделать с тем, что термин юзабилити не переводится на русский?
    А что до терминов, так почему бы не пойти дальше?
    Например, термин «Презентация». трудно на русском языке найти термин более неопределенного значения. Об этом можно книжку написать…

  • Дмитрий

    Да, информция очень полезная, в том числе и для меня как для разработчика… Но… Я конечно понимаю, что перевод статьи Якоба Нильсена (Jakob Nielsen) почти дословный, можно было ее перевести на НОРМАЛЬНЫЙ русский язык? Можете считать меня заядлым славянофилом, но тем не менее давайте говорить по-русски! За тем, чтобы узнать к примеру, что такое юзабилити, пришлось порыться в словарях, но даже в них описано несколько значений этого нерусского слова. И раз уж вы решились привести его здесь без перевода, уточняйте хотя бы, как его понимать в данном контексте. Иначе с такого русского на русский приходится заново переводить каждое предложение со словарем. Я даже начал подумывать указать в анкете в графе «владение иностранными языками» русский со словарем.

  • http://shperk.ru shperk

    Увы нам.Чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть.
    Но, если он горький, необязательно есть целиком…

    Еще есть опыт — «грибной человек».

    Детей, конечно, подсаживать в качестве «грибных» жалко, а вот разузнать у
    тех, кто уже попался можно.
    И, похоже, это единственный путь. Если у детей после года-двух-трех жизни с
    учителем все еще горят глаза…

  • maxyn

    Не зря записался в очередь жаждующих бесплатных положительных эмоций. Но, иде Вы были вчера?! А то уже морочат голову внучке, и я в т.ч., давненько.
    Запишусь в третий клас ,там где принимают без тестов.Эх ,здесь бы и принцып опознования наУхоЛапшовешателей… :-)