27 Апр 2010

В разделе Разное

«Данетки» как моделирование совместной работы в блоге

системы контроля доступа ВолгоградЯ очень люблю блоги. И стремлюсь использовать как можно чаще идеи, заложенные в них, для обучения в школе. К сожалению, дискретность процесса обучения, разбитость его на уроки, не  не позволяет в полной мере использовать весь потенциал блога, так как он может раскрыться только в течение времени. Однако есть несколько приемов, способных дать детям почувствовать всю мощь блога даже в рамках одного урока.

Одним из таких приемов, которыми я активно пользуюсь, является игра  «Данетки».

Цитирую по сайту «Начала информатики«:

Задачки «Да-Нетки» — это задачи с неполным условием. Перед первым представлением задачи с неполным условием надо подробно объяснить ученикам правила игры: выслушав условие задачи и вопрос к ней, вы можете задавать любое количество вопросов, но задавать их нужно так, чтобы можно было ответить только «Да» или «Нет».

Пример задачи с неполным условием:

Джон вышел из комнаты, хлопнув дверью. Когда он вернулся, на полу была разлита жидкость, валялись разбитые стёкла. Мэри уже умерла. От чего умерла Мэри?

Вопросы Ответы
1. Её прижало дверью? Нет
2. Она замёрзла? Нет
3. Мэри-кошка? Нет
4. Мэри-мышка? Нет
5. Её смерть связана с открыванием двери? Да
6. Получился сквозняк? Да
7. Она умерла от простуды? Нет
8. Она разбилась? Нет
9. Что-то разбилось? Да
10. Мэри при этом пострадала? Да
11. Разбился аквариум? Да
12. Мэри-рыбка, она умерла от удушья? Да

Ответ прост: Аквариум стоял на подоконнике. Когда Джон вышел из комнаты, хлопнув дверью, окна открылись и столкнули на пол, стоящий на подоконнике аквариум. Аквариум разбился. Мери умерла от удушья.

По сути — «Данетки» — это старинная студенческая игра. Как же она ложится на идею блога?

Прекрасно ложится. Каждая задача — это сообщение блога. Участники же обсуждения задают вопросы, добавляя свои комментарии.

Я использовал для работы блог на blogspot’e. Главным его недостатком является отсутствие «древовидных» комментариев. Однако при использовании системы комментирования Disqus эта проблема легко решается.  Disqus ведет очень удобную статистику комментариев, их можно «оценивать», добавляя «лайки».

Очень важным представляется тот факт, что вся «стенограмма» игры сохраняется автоматически. При анализе можно чисто формально подсчитать активность и правильность ходов каждого игрока. Кроме того, использование текстового инструмента для обмена информацией заставляет участников более четко («письменно») формулировать свои вопросы — ведь «все ходы записаны».

Вообще «Данетки» — прекрасная иллюстрация к определениюколичества  информации как  как меры уменьшения неопределенности знаний.

В ходе таких игр дети начинают понимать, что целесообразно начинать поиск нужного листа не с кроны, а со ствола, постепенно переходя к все более тонким ветвям.

Техника деления области вопросов на две части вообще очень важна. При анализе игры мы можем очень хорошо проследить стратегию и тактику игроков, посмотреть, как изменяется тактика в процессе обучения.

Большинство вопросов, задаваемых до начала обучения — это перефразированные ответы.
Стандартная последовательность действий здесь такова: после получения исходной ситуации у обучаемого формируется возможная версия и вопрос задается с целью ее проверки («Это был приемный отец?»)
Ответ на такой вопрос, чаще всего отрицательный, приводит к тому, что человек оказывается в самом начале пути — ему приходится придумывать новую гипотезу.
Накопления материала не происходит, либо накопление происходит довольно медленно. Сложность обучения состоит в том, что необходимо научиться задавать вопросы, под которыми еще нет гипотез — вопросы, проясняющие ситуацию, позволяющие определить ее для себя. А уже потом идет очередь составления гипотез и их проверкиВ этом стратегия работы над задачами очень похожа на работу по алгоритму.
Причем, и придумав версию, необходимо для себя сформулировать ее в максимально обобщенной форме для того, чтобы получив отрицательный ответ на вопрос, заданный в конкретной форме не отказаться от правильной по существу версии, отличающейся лишь деталями.
Еще одной сложностью в работе, с которой приходится бороться обучаемым, является неумение слушать остальных членов коллектива и учитывать их вопросы в своей версии. Это связано с тем, что каждый обучаемый строит свою картину («картина мира») и работает над доказательством ее истинности. При этом сложность состоит в том, что вопросы иных членов коллектива непонятны именно в силу того, что не укладываются в собственную версию и потому могут казаться абсолютно случайными, лишенными смысла, неценными. Осознать чужой вопрос и использовать полученное на его основе знание — это значит научиться складывать мозаику, используя иные подходы к ее организации. Смысловой осью становится не ответ (его еще нет), а те самые узловые элементы, точки, вокруг которых и происходит накопление смыслов. Сама по себе задача представляет ценность для накопления информации о своем решении, об ответе.
После завершения процесса решения оказывается полезным провести совместный «разбор полетов». В частности, полезно предлагать построить систему вопросов для приведения ситуации к контрольному ответу. Это дает возможность обучаемым отработать технологию формулирования действительно эффективных отсекающих вопросов.
Цит. по Кудрявцев А.В. «Да — Нет» (Диалог с ЭВМ)
Вот еще цитата из той же статьи:

Подготовка задач

В процессе обучения могут использоваться уже известные, а также самостоятельно разработанные ситуации. В принципе, задачу можно построить на основе практически любой исходной ситуации. Однако, для начального этапа обучения, либо для неспециализированных курсов целесообразно подбирать необычные события, или события, озаренные остроумной трактовкой.
Пример необычного события.
В начале восьмидесятых годов газета «Труд» сообщила, что один из самолетов, взлетающих с аэродрома на Аляске, вынужден был вернуться обратно, так как в лобовое стекло кабины попала рыбаЕе выронил орел, который нес добычу, но испугался надвигающегося на него самолета
Вероятность такого события ничтожно мала, однако само по себе оно не фантастично. Заметка превратилась в задачу. Она обычно решается не сразу.
«Рыба!» закричал штурман. Раздался глухой удар. Сложилась критическая ситуация, но к счастью обошлось без жертв.
Можно видеть, что текст почти абсолютно повторяет то, что произошло. Из него убрана последняя часть второго предложения (Раздался глухой удар в лобовое стекло самолета). И тем не менее поиск ответа вызывает затруднения.
Отвлекающим фактором здесь служит то, что «рыба» — доминошный термин, сопровождаемый ударом последней фишки домино по столу. Напрашивается и вторая возможность для разработки ситуации, ведь упоминание штурмана в сочетании с рыбой создают ощущение, что дело происходит на море.
Интересно, что если в условиях штурман кричит что — нибудь иное (птица, утюг, фонарь, мешок, а еще лучше — опасность, тревога), то задача решается значительно быстрее. Менее сложной она кажется и в том случае, если штурмана заменить на пилота, радиста, пассажира.

Технология формирования ответов

Упражнение направлено на то, чтобы научить задавать вопросы.Оценка качества вопроса дается в ответе, а также в сопутствующих комментариях ведущегоЧасто слушатели не задают вопросы, а рассказывают, как по их мнению обстояло дело. Следует фиксировать это, так как отвечать можно только на вопросы.
Например, при решении предыдущей задачи слушатель, услышав условие, говорит: «Они играли в домино»Желательно, чтобы ведущий заставил слушателя переформулировать данное высказывание, превратив его в вопрос.
Периодически, после того, как слушатели зададут с десяток вопросов, целесообразно проводить переформулирование задачи. Как правило это делается в момент, когда поток вопросов иссяк. Ведущий может предложить собрать полученную информацию
«Итак, вот что мы узнали: Настоящий штурман, находящийся на работе, увидел рыбу и дал знать об этом. В рыбу ударились, причем это была уже мертвая рыба…»
Такого рода обобщения важны, так как слушатели на начальных этапах обучения, имеют привычку, задав свой вопрос, переставать слушать.
Ответы, которые дает ведущий, имеют огромное значение для продвижения к результату, так как позволяют строить новую картину мира. При всей внешней легкости этого занятия, в нем есть и подводные камни. Основной — это неоднозначное с решающими понимание сути вопроса. В этом случае ответ дается не на тот вопрос, который был задан

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
как не отправлять смс за порно сайт
шаблоны для office 2007
как написать макрос Excel
как преобразовать текст в одну строку в Эксель
не отображается воспроизводится виде Power Point
office word как узнать изменения в документе

Метки:, , ,

, ,