Твиттерград: масштабный проект по использованию твиттера в учебной деятельности

Твиттерград: масштабный проект по использованию твиттера в учебной деятельности

7 июля в рамках летней школы «Наноград», организованной Школьной лигой Роснано, мы провели, пожалуй, первый масштабный проект по использованию смартфонов в учебной деятельности «Казань-он-лайн». В рамках этого проекта 200 школьников и 60 педагогов, вооруженных смартфонами, фотоаппаратами и блокнотами исследовали инфраструктуру города Казани, передавая информацию в режиме он-лайн в Центр, откуда за передвижениями мобильных групп следили руководители проекта.

Если быть точным, то использование смартфонов было лишь одной из линий проекта. Главная цель его – создание «моментального снимка» города, причем этот снимок предполагалось делать посредством нескольких каналов – традиционного фотофиксирования, сбора артефактов, несущих информацию о посещенных объектах, и ведения в режиме онлайн твиттер-репортажа о ходе поездки. По результатам проекта ребята должны были создать презентацию и доложить остальным участникам о том, что им удалось увидеть в современном городе. Так как этот проект проводился в рамках лагеря, посвященного влиянию современных технологий и научных открытий на бизнес и общество, для посещения были выбраны современные технологические производства, технопарки и иные объекты современной инфраструктуры города.

В этой заметке я не ставлю цели рассказать о проекте вообще, ограничусь только рассказом об использовании смартфонов.

Для реализации проекта было выделено 12 смартфонов Highscreen Jet Duo, работающих под управлением системы Android. Кроме того, активно приветствовалось использование личных мобильных устройств, имеющихся в наличии у участников проекта.

Как уже было упомянуто, перед участниками была поставлена задача ведения он-лайн репортажа в твиттере. Для этого непосредственно перед поездкой был проведен краткий инструктаж о самой технологии и особенностях мобильных твиттер-клиентов. Согласно предварительным опросам, дети в целом знакомы с тем, что такое твиттер и предварительное обучение, которое планировалось, оказалось ненужным.

Уменьшено: 74% от [ 921 на 543 ] — нажмите для просмотра полного изображения

Всем сообщениям, которые использовались для онлайн-репортажа, присваивался специальный хэштег (метка, позволяющая в режиме реального времени отслеживать появление новых сообщений, ее содержащих). Благодаря этому каждая мобильная группа знала о том, что в данный момент времени происходит в других группах, а руководители проекта видели всю картину в целом без использования мобильной связи.
Кроме того, всем участникам было предложено включить определение места отправки сообщения (гео-тег), в результате чего все сообщения (твиты) можно привязать к карте города.

Нужно отметить, что, несмотря на то, что сами технические принципы ведения твиттер-репортажа не вызвали трудностей у ребят, на практике же они столкнулись с несколькими проблемами, решать которые было довольно сложно. Но об этом чуть позже, а пока – о том, что получилось.

Во-первых, несмотря на отсутствие специального занятия по особенностям ведения твиттер-репортажа, практически все участники с первого же сообщения смогли в 140 символах уместить законченное сообщение. Видимо, сказался богатый опыт СМС-общения. Не было проблем также и в использовании хэштегов и геотегов, привязке к сообщениям фотографий и ссылок.

Во-вторых, очень порадовало, что в обмен сообщениями включились как люди, давно использующие твиттер (среди школьников их немного, но есть), так и новички, тут же зарегистрировавшиеся в сервисе. Кстати, твиттер позволяет работать с вновь зарегистрированным аккаунтом несколько дней без подтверждения электронного адреса – мы воспользовались этим, дав возможность регистрироваться прямо в автобусе уже после выхода на маршрут. При анализе твиттер-репортажа заметно, что новички пару часов изучали смартфон и особенности работы клиентской программы, прежде чем присоединились к репортажу.

Стоит отметить также, что в результате того, что в ходе проекта была продемонстрирована мощь твиттера, как инструмента коммуникации, среди детей появилось несколько очень активных пользователей, которые продолжили ведение твиттер-репортажей и после окончания проекта. Несколько человек написали, что опыт участия в проекте заставил их по-иному взглянуть на твиттер, в котором они были уже давно зарегистрированы, но активно не использовали.

Особенно порадовал тот факт, что, поддавшись драйву, который исходил от детей-участников проекта, к нам присоединились и два сопровождавших нас учителя, специально для этого зарегистрировавшиеся в твиттере и использовавшие для работы личные телефоны. Один из них вел твиттер-репортаж вплоть до окончания лагеря и, думается, не оставит этого занятия и после.

Надо отметить лаконичность и выразительность сообщений, которые дети писали во время поездки. Не всегда они могли адекватно выстроить серию твитов, чтобы получился законченный репортаж о событии, но каждый твит отдельно сделан с пониманием, фантазией и наблюдательностью.

Практически все участники использовали при публикации твитов геотеги, что позволяло в режиме реального времени увидеть, где находятся участники. В условиях пробок на казанских магистралях (улицы Казани усиленно готовятся к проведению Универсиады 2013 года, и по количеству пробок Казань вполне может поспорить со столицей нашей Родины) эта информация оказалась очень важна для координаторов проекта, которые могли принимать оперативные решения в зависимости от дорожной обстановки.

Не все, конечно, протекало столь гладко и красиво.

Первая сложность связана с тем, что для работы были выбраны смартфоны с размером экрана 3″. Виртуальная клавиатура на таком устройстве имеет достаточный размер для работы в спокойной обстановке. Но при наборе текста в автобусе, на ходу, параллельно с выполнением иных действий, маленькие клавиши очень затрудняли набор, провоцируя множество опечаток. Мы рассчитываем, что с этим можно справиться, установив иную, более удобную программную клавиатуру.

Вторая сложность связана была с тем, что в сети покрытия 3G часто встречались разрывы, а так как смартфоны были настроены на приоритет именно этого протокола для передачи данных, иногда отправка сообщений задерживалась до вхождения в сеть с устойчивым 3G сигналом. В результате некоторые сообщения публиковались в Сети с задержкой. Думается, что в провинциальных городах пока целесообразнее ограничиваться передачей данных по 2G – скорости для твиттера достаточно, а надежность и, что немаловажно, энергоемкость (при использовании 3G, особенно в местах неуверенного приема очень сильно садится аккумулятор) существенно улучшаются.

Очень жаль, что поиск по хэштегам в твиттере доступен только в течение небольшого времени после окончания проекта. Твиттер – это система реального времени. Во время проекта и несколько дней после него потоки сообщений можно рассматривать и прокручивать, следить за изменениями и анализировать. Но как только проект заканчивается, интерес сервера твиттера к нему резко падает. Сами твиты хранятся долго, но вот спустя две недели после окончания проекта восстановить поток сообщений по хэштегам уже невозможно – поиск по хэштегам работать перестает, сообщения с хэштегами старше определенного времени не показываются. Поэтому организаторам нужно предусмотреть архивацию потоков в виде скриншотов или текстовых файлов.


В целом проект оказался очень удачным. У нас получилось не только сделать моментальный снимок города глазами 200 детей, но и продемонстрировать всю мощь инструмента, который позволяет в режиме реального времени объединить сотни людей, занимающихся одним делом. О том, что это действительно получилось, можно говорить хотя бы потому, что после этого проекта в твиттере шли параллельные обсуждения всех мероприятий летней школы, и даже когда между организаторами и участниками возникли жаркие споры, большая часть их проходила именно в твиттере. Пожалуй, в этом году твиттер впервые во время проведения нашего внешкольного мероприятия по активности детей обогнал излюбленную ими сеть «ВКонтакте».

Подробнее о проекте «Казань-он-лайн» можно посмотреть в видеофрагменте «Новости Нанограда 2012 №3»http://www.youtube.com/watch?feature=playe…sOBO1Asg#t=347s
или на сайте Школьной лиги Роснано http://schoolnano.ru/node/3634

Метки:, , ,

,